Захват российского самолета в Кандагаре
3 августа 1995 года российский транспортный самолет «Ил-76», принадлежащий казанской авиакомпании «Аэростан», был перехвачен истребителями движения «Талибан» в воздушном пространстве Афганистана. Лайнер выполнял коммерческий рейс по маршруту Тирана – Шарджа – Кабул, перевозя груз боеприпасов для афганского правительства. Однако самолет был принужден к посадке в Кандагаре, который находился под контролем талибов. Экипаж из семи человек оказался в плену, а груз был конфискован. Захват самолета стал частью сложной политической ситуации в регионе, где шла гражданская война между различными группировками. Российские власти и международные организации пытались добиться освобождения экипажа, но переговоры не привели к немедленному результату.
Плен и условия содержания
Члены экипажа «Ил-76» провели в плену 378 дней, находясь в тяжелых условиях. Они страдали от жары, нехватки воды и ограниченного питания. Психологическое давление также было значительным, поскольку летчики не знали, удастся ли им вернуться домой. Талибы требовали обмена экипажа на пленных моджахедов, якобы удерживаемых на территории бывшего СССР. Однако российские власти не согласились на эти условия, что затянуло процесс освобождения. Несмотря на сложную ситуацию, экипаж сохранял стойкость и искал способы побега. В течение года летчики изучали поведение охранников, искали слабые места в системе охраны и готовились к решающему моменту.
Героический побег
16 августа 1996 года российские летчики совершили дерзкий побег на своем же самолете. Они сумели обезоружить охранников, захватить управление «Ил-76» и взлететь с аэродрома Кандагара. Побег был тщательно спланирован, и экипажу удалось избежать преследования. Самолет направился в ОАЭ, а затем в Россию. В ночь с 18 на 19 августа летчики благополучно вернулись в Казань, где их встретили как героев. Их мужество и решительность стали примером стойкости и профессионализма. Позже на основе этих событий был снят фильм «Кандагар», который рассказал о драматической истории пленения и побега. Этот случай остается одним из самых известных эпизодов в истории авиации и международных кризисов.

