Открыт новый Большой Новороссийский тоннель


Открыт новый Большой Новороссийский тоннель
Дата:18 мая 2009
Прошло:16 лет

Строительство нового тоннеля в Новороссийске

18 мая 2009 года на Северо-Кавказской железной дороге был торжественно открыт новый Большой Новороссийский тоннель, расположенный на перегоне Тоннельная–Гайдук. Его строительство стало ответом на возрастающую нагрузку на транспортную инфраструктуру региона, особенно в связи с активной работой Новороссийского порта. Проект реализовывался по заказу ОАО «РЖД» при участии проектных организаций «Ленметрогипротранс» и «Батоннельпроект». Новый тоннель был построен параллельно старому, возведённому ещё в XIX веке, и предназначен для повышения пропускной способности железнодорожной линии.

Технические характеристики сооружения

Новый тоннель представляет собой однопутное сооружение длиной 1627,8 метра, выполненное с односкатным продольным профилем и уклоном в сторону южного портала. Максимальная глубина заложения составляет 315 метров, а сейсмичность района оценивается в 9 баллов. Внутреннее сечение тоннеля имеет подковообразную форму, выполненную из монолитного железобетона. Для обеспечения водоотвода вдоль всей длины тоннеля были устроены утеплённые лотки. Путь проложен на железобетонных шпалах с использованием рельсов Р-65, обеспечивающих бесстыковое движение. Колея стандартная – 1520 мм.

Особенности строительства и технологии

Строительство тоннеля велось с применением современных технологий. Южная проходка осуществлялась буровзрывным способом, а северная – с помощью комбайна Alpine Miner AM-75. В качестве временного крепления использовался набрызг-бетон, а на ослабленных участках – аркобетон. Постоянная обделка выполнялась с применением механизированной опалубки Saga Kogio блоками по 12 метров. Перед бетонированием производилась гидроизоляция с использованием водонепроницаемой плёнки толщиной 2,2 мм и геотекстильного дренажного слоя. Арматура применялась из стали классов АI и АIII, обеспечивая прочность конструкции.

Инженерные решения и безопасность

При проектировании тоннеля были учтены сложные геологические условия: среднегорный и высокогорный рельеф, расчленённая местность и наличие поверхностных вод. Для их перехвата и отвода была создана система водоотводных сооружений. Порталы тоннеля выполнены из монолитного железобетона уголкового типа, а выступающие части засыпаны местным скальным грунтом. Вентиляция обеспечивается за счёт ветрового напора, естественной тяги и поршневого эффекта от движения поездов. Также предусмотрены противопожарные мероприятия, путевые камеры и ниши для обеспечения безопасности и технического обслуживания.

Значение открытия для региона

Открытие нового Большого Новороссийского тоннеля стало важным событием для транспортной системы Юга России. Он значительно повысил пропускную способность участка, позволив проводить до 150 пар поездов в сутки. Это особенно важно для обеспечения стабильной работы Новороссийского порта и развития логистики в регионе. Новый тоннель заменил устаревшую инфраструктуру, улучшив условия эксплуатации и безопасность движения. Его строительство стало примером успешной модернизации железнодорожной сети, направленной на повышение эффективности перевозок и устойчивость транспортной системы в условиях растущих нагрузок.