Разбился самый большой советский самолёт «Максим Горький»


Разбился самый большой советский самолёт «Максим Горький»
Дата:18 мая 1935
Прошло:90 лет

Создание самолёта-гиганта АНТ-20

Самолёт АНТ-20 «Максим Горький» был создан в 1934 году под руководством конструктора Андрея Туполева. Он стал крупнейшим сухопутным самолётом своего времени, оснащённым восемью двигателями и предназначенным для агитационных полётов. Его строительство финансировалось за счёт всенародного сбора средств, а имя было выбрано в честь писателя Максима Горького. Внутри самолёта находились каюты, библиотека, буфет и даже типография. С размахом крыла в 63 метра и длиной 33 метра, он стал символом технического прогресса СССР и демонстрацией возможностей советской авиации.

Демонстрационный полёт над Москвой

18 мая 1935 года над Центральным аэродромом на Ходынке состоялся демонстрационный полёт АНТ-20. На борту находились члены экипажа, инженеры, техники и рабочие-ударники – всего 49 человек. Полёт был организован для демонстрации достижений советской авиации и сопровождался двумя истребителями И-5. Один из них, пилотируемый Николаем Благиным, выполнял фигуры высшего пилотажа рядом с гигантским самолётом. Зрелище должно было впечатлить наблюдателей на земле, включая представителей партийного руководства и иностранных гостей. Однако манёвр, предпринятый Благиным, оказался роковым.

Катастрофа в небе над Ходынкой

Во время демонстрации Благин попытался пролететь между крылом и фюзеляжем АНТ-20, но допустил ошибку. Его истребитель врезался в крыло «Максима Горького», вызвав разрушение конструкции. Самолёт потерял управление и рухнул на землю, вызвав гибель всех находившихся на борту. Погиб также сам Благин и несколько человек на земле. Катастрофа потрясла страну: она произошла на глазах у тысяч зрителей и стала крупнейшей авиакатастрофой того времени. В отчётах указывалось, что причиной стало нарушение техники безопасности и самовольные действия пилота-истребителя.

Реакция властей и общественности

После трагедии власти провели расследование, в ходе которого вину возложили на Благина. Его происхождение и личные качества стали предметом обсуждения, а в докладе НКВД он был назван «социально чуждым элементом». Катастрофа вызвала волну критики в адрес организаторов полёта и системы подготовки пилотов. В то же время, она стала поводом для пересмотра правил демонстрационных мероприятий и воздушных шоу. Погибших похоронили с почестями, а в память о них был установлен мемориал. Сам АНТ-20 получил прозвище «летающий Титаник», став символом трагедии и технической дерзости.

Наследие и последствия катастрофы

Гибель «Максима Горького» стала поворотным моментом в истории советской авиации. Несмотря на трагедию, проект АНТ-20 был продолжен: позже был построен второй экземпляр, улучшенный по конструкции. Однако и он потерпел катастрофу в 1942 году. Событие 18 мая 1935 года стало уроком для конструкторов и организаторов полётов, подчеркнув важность дисциплины и точных расчётов. В истории авиации АНТ-20 остался как технический шедевр своего времени, а его гибель – как напоминание о рисках, связанных с демонстрацией силы и прогресса. Память о погибших сохраняется в музеях и мемориалах Москвы.