Смерть Мольера на сцене


Смерть Мольера на сцене
Дата:17 февраля 1673
Прошло:352 года

Последний спектакль великого драматурга

17 февраля 1673 года Жан-Батист Поклен, известный миру как Мольер, скончался вскоре после выступления в своей последней пьесе «Мнимый больной». В тот вечер он играл роль Аргана – ипохондрика, одержимого страхом перед болезнями. Ирония судьбы заключалась в том, что сам Мольер страдал от тяжёлого недуга, предположительно туберкулёза. Во время спектакля он начал задыхаться и кашлять кровью, но, несмотря на ухудшение состояния, продолжил игру. Лишь после завершения действия его отнесли домой, где вскоре он умер. Это событие стало трагическим финалом жизни человека, посвятившего себя театру до последнего вздоха.

Мольер и его борьба с предрассудками

Мольер был не только актёром, но и реформатором французского театра. Его пьесы высмеивали пороки общества, религиозное лицемерие, медицинскую некомпетентность и социальные условности. «Мнимый больной» – сатирическая комедия, разоблачающая шарлатанов и слепую веру в медицину, стала символом его критического подхода. Несмотря на давление со стороны духовенства и врачей, Мольер продолжал писать и ставить пьесы, вызывавшие общественный резонанс. Его смерть во время исполнения роли, высмеивающей страх перед болезнью, стала мощным метафорическим актом, подчёркивающим его верность искусству и убеждениям.

Отказ в церковном погребении

После смерти Мольера возникли трудности с его захоронением. Католическая церковь отказывалась отпевать актёров, считая их занятие греховным. Несмотря на то, что Мольер был крещён и не отлучён от церкви, ему отказали в христианском погребении. Только вмешательство короля Людовика XIV, покровителя Мольера, позволило провести церемонию ночью, без публичного обряда. Он был похоронен на кладбище Святого Иосифа, предназначенном для не крещёных детей и изгнанников. Этот эпизод стал отражением конфликта между искусством и религиозными догмами, а также свидетельством того, насколько непростым было положение актёров в XVII веке.

Наследие и влияние Мольера

Мольер оставил после себя богатое литературное наследие, включающее более тридцати пьес, ставших классикой французской и мировой драматургии. Его произведения, такие как «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп» и «Школа жен», до сих пор ставятся на сценах по всему миру. Он оказал влияние на развитие комедии, языка и театральной формы, заложив основы реалистического театра. Мольер стал символом борьбы за свободу выражения и художественную правду. Его смерть на сцене превратилась в легенду, а образ драматурга, не покинувшего театр даже в последние минуты жизни, стал частью культурной памяти Франции и Европы.

Память и признание

Смерть Мольера 17 февраля 1673 года стала не только трагическим событием, но и началом его посмертного возвышения. В 1680 году по указу Людовика XIV была создана труппа «Комеди Франсез», объединившая актёров Мольера и ставшая национальным театром Франции. Его имя стало синонимом французской комедии, а ежегодная театральная премия «Мольер» – высшей наградой для актёров и драматургов. В Париже установлены памятники, названы улицы и театры в его честь. Кресло, в котором он играл свою последнюю роль, хранится как реликвия. Мольер остался в истории как гений сцены, умерший в момент творческого триумфа.