Вышел первый номер журнала «Крокодил»


Вышел первый номер журнала «Крокодил»
Дата:4 июня 1922
Прошло:103 года

Появление сатирического издания

4 июня 1922 года в Москве вышел первый номер сатирического журнала «Крокодил», ставший приложением к газете «Рабочий». Изначально он не имел собственного названия и представлял собой иллюстрированный еженедельник, включавший сатирические материалы. Идея создания принадлежала Константину Еремееву – большевику и первому редактору издания. Журнал задумывался как средство борьбы с социальными пороками, бюрократией и безответственностью, а также как инструмент пропаганды. Уже с первых выпусков «Крокодил» начал формировать собственный стиль, сочетая карикатуру, фельетон и злободневную критику.

Формирование названия и концепции

Название «Крокодил» появилось только с тринадцатого номера, когда молодой сотрудник редакции Сергей Гессен предложил это звучное и запоминающееся имя. Оно быстро прижилось и стало символом сатирической направленности издания. Концепция журнала строилась на высмеивании недостатков советской действительности, при этом сохранялась лояльность к власти. В «Крокодиле» публиковались карикатуры, стихи, рассказы и фельетоны, направленные против тунеядства, халатности, взяточничества и других общественных язв. Сатира становилась не только развлечением, но и формой воспитания граждан, соответствующей идеологическим задачам государства.

Авторы и художественный стиль

С первых лет существования в журнале сотрудничали выдающиеся писатели и художники. Среди авторов были Владимир Маяковский, Михаил Кольцов, Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев. Иллюстрации создавали мастера советской карикатуры, включая Бориса Ефимова и Константина Ротова. Художественный стиль «Крокодила» отличался выразительностью, гротеском и точным попаданием в характер изображаемых персонажей. Карикатуры и тексты сочетали юмор с социальной критикой, что делало журнал популярным среди широких слоёв населения. Он стал неотъемлемой частью культурной жизни СССР, отражая настроения и проблемы эпохи.

Развитие и массовость

В 1930-х годах «Крокодил» перешёл под управление издательства «Правда» и стал выходить трижды в месяц. К середине XX века его тираж достиг миллионов экземпляров, что сделало его самым массовым сатирическим изданием страны. Журнал активно использовался в идеологических целях, бичуя «вредителей», «шпионов» и «империалистов». Он также критиковал бытовые недостатки: плохое обслуживание, некачественные товары, бюрократию. Несмотря на жёсткие рамки цензуры, «Крокодил» сохранял остроту и актуальность, становясь зеркалом общественных настроений. Его материалы обсуждали в рабочих коллективах, на собраниях и в быту, что усиливало его влияние.

Наследие и культурное значение

Журнал «Крокодил» просуществовал до 2000 года, пережив несколько попыток возрождения в XXI веке. Его вклад в развитие советской сатиры и массовой культуры трудно переоценить. Он стал школой для многих писателей и художников, сформировал уникальный жанр политической карикатуры и фельетона. Материалы «Крокодила» сегодня изучаются как исторический источник, отражающий общественные настроения, идеологические установки и художественные тенденции. Начавшись 4 июня 1922 года как скромное приложение, журнал превратился в культурный феномен, оставивший заметный след в истории отечественной журналистики и сатиры.