Рождение и образование
Анатолий Константинович Лядов родился 11 мая 1855 года в Санкт-Петербурге в семье музыкантов. Его отец, Константин Лядов, был дирижёром Императорской оперы, а мать – пианисткой. С раннего детства Анатолий был окружён музыкой и начал обучение игре на скрипке и фортепиано. В 1870 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где изучал композицию под руководством Николая Римского-Корсакова. Несмотря на талант, был временно отчислен за неуспеваемость, но позже восстановлен и окончил консерваторию в 1878 году, получив диплом свободного художника и серебряную медаль.
Начало карьеры и преподавание
С 1878 года Лядов начал преподавать теорию музыки в Санкт-Петербургской консерватории, где проработал до конца жизни. Среди его учеников были выдающиеся композиторы: Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Михаил Гнесин. В 1886 году получил звание профессора. Параллельно с преподаванием занимался дирижированием, участвовал в Русских симфонических концертах, организованных меценатом Митрофаном Беляевым. Лядов стал одним из музыкальных консультантов Беляева, вместе с Римским-Корсаковым и Глазуновым, формируя круг молодых композиторов, известный как «Беляевский кружок».
Композиторская деятельность
Лядов прославился как мастер музыкальной миниатюры. Его сочинения включают фортепианные пьесы, симфонические поэмы и обработки народных песен. Среди наиболее известных произведений – «Музыкальная табакерка», «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Он активно работал над сборниками русских народных песен, сотрудничая с Императорским географическим обществом. Его музыка отличалась тонкой оркестровкой и поэтичностью. Несмотря на малое количество крупных форм, его миниатюры стали образцами высокого мастерства и вошли в репертуар многих исполнителей.
Общественная жизнь и признание
Лядов пользовался уважением среди коллег и учеников. В 1905 году поддержал протест преподавателей против увольнения Римского-Корсакова, временно покинув консерваторию. Получал пенсию по завещанию Беляева, что позволило ему сосредоточиться на творчестве. В 1913 году было торжественно отмечено 35-летие его творческой деятельности. Он активно участвовал в культурной жизни, посещал выставки, читал научную литературу и философские труды. Его вклад в развитие русской музыки признан современниками, а его сочинения продолжают исполняться и изучаться в музыкальных учебных заведениях.
Смерть и память
Анатолий Лядов скончался 28 августа 1914 года в имении Полыновка Боровичского уезда Новгородской губернии. Причиной смерти стали осложнения сердечно-сосудистых заболеваний. Изначально был похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, позднее перезахоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Его имя увековечено в названиях улиц, памятных досках и почтовых марках. Лядов оставил значительное наследие в области музыкального образования и композиции, оказав влияние на развитие русской музыкальной школы и воспитание нового поколения композиторов.

