Антонио Канова


Антонио Канова
Дата рождения:1 ноября 1757
Дата смерти:13 октября 1822
Возраст:64 года
итальянский скульптор-классицист

Ранние годы и образование

Антонио Канова родился 1 ноября 1757 года в Поссаньо, Венето, в семье каменотёса. После ранней смерти отца воспитывался дедушкой, который обучил его основам резьбы по камню. Уже в детстве Канова проявил талант к лепке и рисованию. В 1768 году поступил в мастерскую скульптора Джузеппе Бернардо Торретти в Порденоне, а затем продолжил обучение в Венеции. Там он изучал античное искусство, анатомию и перспективу, посещал Академию изящных искусств. Его ранние работы отличались точностью форм и стремлением к гармонии. Образование Канова сочетало ремесленную практику и академическую подготовку, что стало основой его неоклассического стиля.

Начало карьеры и признание

Первым крупным заказом Канова стала гробница маркиза Фарсетти, выполненная в 1779 году. В 1780-х годах он переехал в Рим, где изучал античные скульптуры и начал создавать собственные произведения в духе классицизма. Его статуя «Тесей и минотавр» (1781–1783) принесла ему широкую известность. Канова получил поддержку от влиятельных меценатов, включая папу Пия VI. Он стал членом Академии Святого Луки и получил множество заказов от европейских дворов. Его мастерская в Риме превратилась в центр художественной жизни. Канова быстро утвердился как ведущий скульптор эпохи, сочетая античные идеалы с современным чувством пластики и композиции.

Зрелое творчество и шедевры

В период с 1790-х до 1820-х годов Канова создал свои самые знаменитые работы: «Амур и Психея», «Три грации», «Геба», «Полина Боргезе в образе Венеры». Он также выполнил монументальные гробницы папы Климента XIV и папы Климента XIII, а также статуи Наполеона и его семьи. Его стиль отличался утончённой обработкой мрамора, идеализацией форм и эмоциональной сдержанностью. Канова стремился к возрождению античного духа, но при этом сохранял индивидуальность образов. Он работал в Италии, Франции, Англии и Австрии, получая признание как «новый Фидий». Его скульптуры стали эталоном неоклассического искусства и оказали влияние на европейскую пластику XIX века.

Общественная деятельность и признание

Канова активно участвовал в культурной жизни Италии, был назначен генеральным инспектором по делам искусства при папском дворе. После падения Наполеона он добился возвращения в Италию множества произведений искусства, вывезенных во Францию. В 1809 году получил титул маркиза от папы Пия VII. Он основал художественную школу в Поссаньо, поддерживал молодых скульпторов и художников. Канова был членом академий в Риме, Париже, Лондоне и Вене. Его вклад в сохранение культурного наследия и развитие художественного образования признан на международном уровне. Он стал символом художественного достоинства, гражданской ответственности и преданности идеалам красоты.

Смерть и память

Антонио Канова скончался 13 октября 1822 года в Венеции, в возрасте 64 лет, от последствий болезни, вызванной переутомлением. Похоронен в Поссаньо, в храме, который сам спроектировал и финансировал. Его сердце, согласно завещанию, захоронено в Венеции, в церкви Санта-Мария-дель-Фрари, в гробнице, оформленной по его собственному проекту. Память о Канова сохраняется в музеях, монографиях, выставках и учебных курсах. Его работы экспонируются в Лувре, Эрмитаже, Венецианской академии и других крупнейших собраниях. Канова остался в истории как величайший скульптор неоклассицизма, чьё искусство воплотило идеалы гармонии, совершенства и духовной красоты.