Ранние годы и образование
Чарльз Кристофер Паркер-младший родился 29 августа 1920 года в Канзас-Сити, штат Канзас, США, в семье афроамериканца и индианки из племени чокто. Детство провёл в Канзас-Сити, штат Миссури. С ранних лет проявил интерес к музыке, в 11 лет начал играть на саксофоне, а в 14 – выступал в школьном ансамбле. Мать купила ему первый инструмент, несмотря на скромный доход. Паркер репетировал по 12–15 часов в день, развивая технику и слух. В юности обучался у альт-саксофониста Бастера Смита, совершенствуя импровизацию. В 1937 году пережил унижение на джем-сейшне, что стало стимулом к интенсивным занятиям. В 1938 году начал профессиональную карьеру в ансамбле Джея МакШенна, с которым гастролировал и записал первые композиции. Его музыкальное становление происходило вне формального образования, через практику, самообучение и влияние местной джазовой сцены.
Карьера и становление бибопа
В 1939 году Паркер переехал в Нью-Йорк, где работал посудомойщиком и посещал выступления Арта Тейтума. В 1942 году присоединился к оркестру Эрла Хайнса, познакомился с Диззи Гиллеспи, с которым позже сформировал дуэт. В клубах Гарлема участвовал в джем-сейшнах с Телониусом Монком, Кенни Кларком и другими новаторами. В 1945 году записал с Гиллеспи композиции «Ko-Ko» и «Now’s the Time», ставшие вехами в развитии бибопа. Паркер открыл возможность использования всех 12 звуков хроматической гаммы для импровизации, что стало основой нового стиля. Его техника, скорость и музыкальное мышление изменили представление о джазе. В 1949 году записал баллады с камерно-джазовым оркестром, проявив интерес к синтезу джаза и классики. Несмотря на проблемы с наркотиками, продолжал создавать новаторские произведения, включая «Ornithology», «Yardbird Suite» и «Scrapple from the Apple», оказавшие влияние на поколения музыкантов.
Личная жизнь и зависимости
В 15 лет Паркер женился на Ребекке Раффинг, позже вступил в брак с Дорис Грин, но фактически жил с Беверли Берг (Чан), матерью двоих его детей. В 1936 году пережил автокатастрофу, после которой пристрастился к морфию, а затем – к героину. Зависимость сопровождала его всю жизнь, приводя к срывам концертов, финансовым трудностям и проблемам с законом. Часто закладывал саксофон, играл на улицах, занимал деньги у коллег. В 1946 году был госпитализирован в психиатрическую клинику Камарильо. Несмотря на нестабильное состояние, продолжал записываться и выступать. В 1954 году потерял трёхлетнюю дочь, что усугубило его состояние. Пережил две попытки суицида. Его жизнь стала предметом биографического фильма «Птица» режиссёра Клинта Иствуда. Паркер оставил после себя богатую дискографию, включая записи с лейблами Savoy, Dial и Verve, а также концертные выступления, признанные эталонными в джазовой истории.
Смерть и память
Чарли Паркер скончался 12 марта 1955 года в Нью-Йорке, в гостинице «Стэнхоул», в возрасте 34 лет. Причиной смерти стали сердечный приступ и прободение язвы желудка, усугублённые циррозом печени и пневмонией. Похоронен на кладбище Линкольн в Канзас-Сити, штат Миссури. Его смерть стала шоком для музыкального сообщества: полицейский, прибывший на место, ошибочно определил возраст как 53 года. После смерти вышли альбомы «The Immortal Charlie Parker», «Bird and Diz», «Charlie Parker with Strings» и другие. В 1987 году включён в Зал славы премии «Грэмми», в 2011 – в Зал славы музыки Канзаса. Его имя носит парк в Канзас-Сити, улицы, музыкальные фестивали и учебные заведения. Паркер признан одним из величайших джазовых музыкантов XX века, основателем бибопа и новатором импровизации. Его наследие продолжает вдохновлять саксофонистов, композиторов и поклонников джаза по всему миру.

