Рождение и ранние годы
Джакомо Мейербер, при рождении Якоб Либман Бер, родился 5 сентября 1791 года в Тасдорфе, недалеко от Берлина, в еврейской семье. Его отец был состоятельным промышленником, а мать – представительницей финансовой элиты. С детства проявлял выдающиеся музыкальные способности, выступал как пианист-вундеркинд. В юности обучался композиции у Карла Фридриха Цельтера и Бернгарда Анкершмитта. В 1810-х годах начал сочинять оперы, но первые постановки в Германии не принесли успеха. В поисках признания он отправился в Италию, где изучал оперный стиль и адаптировал своё творчество к местным традициям.
Формирование стиля и успех в Италии
В Италии Мейербер провёл около десяти лет, изучая вокальное искусство и итальянскую оперную форму. Его опера «Ромильда и Констанца» (1817) получила положительные отзывы, а «Крестоносец в Египте» (1824) принесла международное признание. Это произведение стало последней оперой, написанной для кастрата, и отличалось новаторским подходом к оркестровке и драматургии. Постановки в Лондоне и Париже закрепили его успех. В этот период он начал использовать псевдоним Джакомо Мейербер, под которым вошёл в историю. Его стиль сочетал немецкую оркестровую выразительность, итальянское бельканто и французскую театральную декламацию.
Парижский период и создание большой оперы
С 1827 года Мейербер обосновался в Париже, где стал центральной фигурой музыкальной жизни. Его опера «Роберт-дьявол» (1831) положила начало жанру французской большой оперы, отличавшейся масштабностью, историческим сюжетом, балетными сценами и эффектными декорациями. Следующие произведения – «Гугеноты» (1836), «Пророк» (1849) и «Африканка» (1864) – закрепили его статус ведущего композитора эпохи. Он сотрудничал с либреттистом Эженом Скрибом, создавая сложные драматические структуры. Мейербер также занимал пост директора королевской оперы в Берлине, где поддерживал молодых композиторов и развивал музыкальные учреждения.
Поздние годы и влияние
В 1840-х годах Мейербер жил между Парижем и Берлином, продолжая сочинять и дирижировать. Его творчество подвергалось критике со стороны Рихарда Вагнера, но сохраняло популярность у широкой публики. Он писал также духовную музыку, кантаты, романсы и оркестровые пьесы. Мейербер оказал значительное влияние на развитие европейского музыкального театра, утвердив модель синтеза национальных традиций. Его подход к постановке опер стал образцом для композиторов второй половины XIX века. Несмотря на изменение вкусов, его произведения продолжали исполняться в крупнейших театрах Европы, а его имя сохранялось в музыкальной истории.
Смерть и наследие
Джакомо Мейербер скончался 2 мая 1864 года в Париже, Франция, на 73-м году жизни. Он был похоронен на Еврейском кладбище на Шёнхаузер-аллее в Берлине. Его смерть стала заметным событием в музыкальном мире, а память о нём сохраняется в виде памятников, архивов и переизданий его произведений. Мейербер считается основателем жанра французской большой оперы, его вклад в развитие музыкального театра признан во всём мире. Его творчество продолжает изучаться в консерваториях и университетах, а оперы периодически возвращаются на сцену, подтверждая его значение как одного из крупнейших композиторов XIX века.

