Рождение и образование
Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в Мафферсдорфе, Австро-Венгрия (ныне Вратиславице, Чехия), в семье судетских немцев. Его отец, Антон Порше, владел жестяной мастерской и был уважаемым ремесленником. С 15 лет Фердинанд начал работать в мастерской отца, одновременно посещая вечерние занятия в техническом училище в Райхенберге. В 1893 году устроился в электротехническую компанию Bella Egger & Co в Вене, где вскоре проявил выдающиеся способности. Параллельно обучался в Венском техническом университете как вольный слушатель, получая знания в области инженерии и электричества.
Начало инженерной карьеры
В 1898 году Порше перешёл в фирму Lohner, где занялся разработкой электромобилей. Его первый проект – автомобиль с электроприводом – был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и получил признание. В 1902 году он служил водителем эрцгерцога Франца Фердинанда, продолжая совершенствовать свои разработки. В 1906 году стал техническим директором компании Austro-Daimler, где создал гоночные автомобили и развивал идеи гибридных двигателей. Его инженерные решения отличались новаторством и практичностью, что обеспечило ему репутацию одного из ведущих конструкторов Европы.
Работа в Daimler и создание Volkswagen
В 1923 году Порше перешёл в Daimler-Motoren-Gesellschaft в Штутгарте, где занимался разработкой компрессорных двигателей. В 1931 году основал собственное конструкторское бюро Dr. Ing. h.c. F. Porsche GmbH. В 1934 году по заказу правительства Германии начал разработку «народного автомобиля» – Volkswagen Käfer, ставшего самым массовым автомобилем XX века. Совместно с сыном Ферри Порше он создал прототип, который был запущен в производство в 1938 году. Этот проект стал ключевым вкладом Порше в развитие доступного автотранспорта и укрепил его позиции в мировой автомобильной индустрии.
Военные разработки и послевоенный период
Во время Второй мировой войны Порше занимался созданием бронетехники, включая танки «Тигр (P)», САУ «Фердинанд» и сверхтяжёлый танк «Маус». Его разработки использовались Вермахтом, что позже стало причиной ареста французскими властями. С 1945 по 1947 год находился в заключении, после чего вернулся в Штутгарт. В послевоенные годы отошёл от активной деятельности, передав управление компанией сыну. Несмотря на политические противоречия, его технические достижения признаны значимыми для машиностроения. Он продолжал консультировать по инженерным вопросам до конца жизни.
Смерть и память
Фердинанд Порше скончался 30 января 1951 года в Штутгарте, Федеративная Республика Германия, в возрасте 75 лет. Причиной смерти стал инсульт. Похоронен в Штутгарте, на кладбище в районе Цуффенхаузен. Его имя стало символом инженерного гения и инноваций в автомобильной отрасли. В честь Порше учреждены премии, названы улицы и музеи. Его компания Porsche AG продолжает существовать и развиваться, сохраняя принципы, заложенные основателем. Вклад Фердинанда Порше в автопром признан во всём мире, а его разработки остаются эталоном технического прогресса и конструкторской мысли.

