Франц Легар


Франц Легар
Дата рождения:30 апреля 1870
Дата смерти:24 октября 1948
Возраст:78 лет
венгерский и австрийский композитор и дирижер

Ранние годы и образование

Франц Легар родился 30 апреля 1870 года в Коморне, Австро-Венгрия, в семье военного капельмейстера. С детства был окружён музыкальной атмосферой, что определило его творческий путь. В 1880 году начал обучение в Национальном музыкальном училище в Будапеште, а с 1882 по 1888 год учился в Пражской консерватории. Там он изучал скрипку у Антона Бенневица и теорию музыки у Йозефа Фёрстера. Уже в студенческие годы начал сочинять музыку, получив одобрение таких мастеров, как Антонин Дворжак и Иоганнес Брамс. Его образование сочетало венгерские, немецкие и славянские музыкальные традиции, что позже отразилось в его композиторском стиле.

Начало карьеры и становление

После окончания консерватории Легар работал концертмейстером в оркестре объединённых театров Бармен-Эльберфельда, затем в Вене. В 1890 году вернулся на родину и стал капельмейстером военных оркестров. В этот период он сочинял марши, танцы и песни, включая популярный вальс «Золото и серебро». В 1896 году его опера «Кукушка» была поставлена в Лейпциге, что принесло ему первую известность. С 1899 года служил полковым капельмейстером в Вене, а с 1902 года – дирижёром театра «Ан дер Вин». Постановка оперетты «Венские женщины» ознаменовала начало его венского периода, в котором он стал одним из ведущих композиторов новой венской оперетты.

Расцвет творчества и успех

В 1905 году Легар представил оперетту «Весёлая вдова», которая принесла ему международную славу. Её успех был ошеломляющим: постановки прошли в десятках стран, а арии исполняли лучшие певцы мира. Вслед за ней последовали «Граф Люксембург» (1909), «Цыганская любовь» (1910), «Паганини» (1925), «Царевич» (1926). Его оперетты отличались мелодизмом, драматизмом и национальным колоритом, сочетая венгерские, славянские и австрийские мотивы. Легар активно обновлял либретто и оркестровку, вводил народные инструменты, экспериментировал с танцевальными ритмами. Его произведения стали эталоном жанра, а стиль – образцом музыкального театра начала XX века.

Поздние годы и признание

С 1930-х годов Легар продолжал сочинять, но всё реже появлялся на публике. Его поздние оперетты отличались большей психологической глубиной и оперным драматизмом. Он получил множество наград, включая почётное кольцо города Вены и Корону Корвина. Его творчество высоко ценилось в Европе, а арии из оперетт вошли в репертуар таких исполнителей, как Паваротти, Кабалье, Гедда. Легар стал символом венской музыкальной традиции, продолжателем линии Штрауса и Кальмана. Его вклад в развитие оперетты признан фундаментальным, а влияние ощущается в музыкальном театре до сих пор. Он оставался активным композитором до последних лет жизни, сохраняя верность своему стилю.

Смерть и память

Франц Легар скончался 24 октября 1948 года в Бад-Ишле, Австрия, в возрасте 78 лет. Похоронен на городском кладбище Бад-Ишля. Его смерть стала завершением эпохи, но наследие продолжает жить в театрах, концертных залах и записях. Его имя стало синонимом венской оперетты, а музыка – частью культурного наследия Европы. Легар остался в истории как композитор, объединивший национальные традиции и универсальную лирику, как мастер мелодии и драматургии. Его произведения исполняются по всему миру, а стиль вдохновляет новых авторов. Он навсегда вошёл в пантеон великих композиторов, чьё искусство преодолело границы времени и жанра.