Франческо Растрелли


Франческо Растрелли
Дата рождения:1700
Дата смерти:29 апреля 1771
русский архитектор итальянского происхождения

Рождение и образование

Франческо Растрелли родился в 1700 году, предположительно во Франции, в семье итальянского скульптора Карло Бартоломео Растрелли. В детстве переехал с отцом в Россию, где тот был приглашён на службу Петру I. Получил художественное образование под руководством отца, изучал архитектуру, живопись и декоративное искусство. Уже в юности участвовал в оформлении дворцовых интерьеров, приобретая опыт в строительстве и проектировании. Его образование было практическим, основанным на работе в мастерской и изучении европейских образцов. К началу 1730-х годов он стал самостоятельным архитектором, способным к созданию масштабных проектов, сочетающих роскошь, симметрию и театральную выразительность.

Начало карьеры

С 1730-х годов Растрелли работал при дворе Анны Иоанновны, создавая интерьеры и фасады для дворцовых резиденций. В 1738 году был назначен главным архитектором Императорского двора. Среди ранних работ – Анненгоф, дворец в Ропше, Зимний дворец Анны Иоанновны. Его архитектура отличалась пышностью, сложной пластикой фасадов, обилием лепнины и позолоты. Растрелли использовал яркие цвета, колоннады, купола, создавая эффект величия и торжественности. Он стал любимым архитектором Елизаветы Петровны, получив множество заказов. Его стиль стал символом эпохи, отражая стремление к роскоши, церемониальности и европейскому блеску. Растрелли утвердился как ведущий архитектор империи, формируя облик дворцовой архитектуры XVIII века.

Зрелый период

В 1740–1750-х годах Растрелли создал свои главные шедевры: Смольный монастырь, Большой дворец в Царском Селе, Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе. Он работал над ансамблями, сочетая архитектуру с ландшафтом, скульптурой и живописью. Его проекты отличались масштабностью, гармонией и декоративной насыщенностью. Зимний дворец стал вершиной русского барокко, объединив роскошь и монументальность. Растрелли сотрудничал с лучшими мастерами, контролировал строительство, лично разрабатывал детали. Его влияние распространилось на провинциальную архитектуру, он обучал молодых зодчих, формируя школу. В 1750-х годах получил звание генерал-архитектора, участвовал в государственных комиссиях. Его творчество стало выражением имперского стиля, соединяющего европейские формы с русской традицией.

Поздние годы и вклад

После смерти Елизаветы Петровны в 1761 году Растрелли утратил прежнее влияние. При Екатерине II его стиль считался устаревшим, уступая классицизму. Он был отстранён от крупных проектов, но продолжал работать над частными заказами и церковными зданиями. Его поздние работы менее масштабны, но сохраняют декоративную выразительность. Растрелли оставил огромное наследие, определив облик императорской России середины XVIII века. Его архитектура стала символом барочной эпохи, влияя на живопись, театр, интерьер. Он сформировал русскую версию барокко, объединив итальянскую школу с местными традициями. Его проекты изучаются как образцы синтеза искусства и власти. Растрелли оказал влияние на архитекторов XIX века, его стиль вдохновлял мастеров модерна и историзма.

Смерть и память

Франческо Растрелли скончался 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге на 71-м году жизни. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Его смерть ознаменовала конец эпохи барокко в русской архитектуре. Память о нём сохраняется в дворцах, монастырях, улицах и учебных заведениях. Его имя носит кафедра архитектуры, музеи, научные труды. Растрелли признан одним из величайших архитекторов России, его работы входят в число культурных памятников мирового значения. Он стал символом художественного расцвета империи, его стиль – воплощением торжественности и красоты. Память о нём живёт в экскурсиях, книгах, реставрациях. Его наследие вдохновляет архитекторов, историков и ценителей искусства, оставаясь частью культурного ландшафта России.