Рождение и семья
Игорь Фёдорович Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме, близ Санкт-Петербурга, в семье оперного певца Фёдора Стравинского. С детства находился в атмосфере искусства, но родители ожидали от него юридической карьеры. В 1901 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако параллельно занимался музыкой. Его ранние композиции появились под влиянием Римского-Корсакова, с которым он познакомился в 1902 году. Это знакомство стало решающим для его будущего как композитора, несмотря на отсутствие формального музыкального образования.
Образование и становление
Стравинский не окончил университет, полностью посвятив себя музыке. В 1905–1908 годах он обучался у Римского-Корсакова, который стал его наставником. Первые значимые произведения – «Фейерверк» и «Симфония ми-бемоль» – привлекли внимание Сергея Дягилева. В 1910 году Стравинский написал балет «Жар-птица» для труппы Русского балета, что принесло ему международную известность. Следующие балеты – «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) – закрепили его репутацию новатора, вызвав бурные реакции публики и критиков. Его стиль отличался ритмической сложностью и смелыми гармониями.
Карьера и эмиграция
После революции 1917 года Стравинский остался за границей, жил во Франции, Швейцарии, затем в США. Он активно сотрудничал с балетными и оперными труппами, писал музыку для театра, кино, концертов. В 1920-х годах обратился к неоклассицизму, создавая произведения, вдохновлённые формами барокко и классицизма. Среди них – «Пульчинелла», «Свадебка», «Ода» и «Симфония псалмов». В 1939 году после смерти жены и дочери переехал в США, где продолжил творческую деятельность, преподавал, дирижировал, участвовал в культурной жизни. В 1945 году получил американское гражданство.
Поздние годы и достижения
В 1950-х годах Стравинский обратился к сериализму, экспериментируя с додекафонией, что отразилось в «Кантате», «Агонии» и «Реквиеме». Его творчество охватывает более семи десятилетий, включая балеты, оперы, симфонии, камерную и духовную музыку. Он оказал огромное влияние на развитие музыки XX века, разрушив традиционные формы и ритмы. Стравинский сотрудничал с крупнейшими исполнителями и дирижёрами, его произведения исполнялись по всему миру. Он стал символом музыкального авангарда, сохранив при этом связь с русскими корнями и европейской традицией, оставаясь новатором до конца жизни.
Смерть и память
Игорь Стравинский скончался 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке на 89-м году жизни. Его смерть стала значительным событием в мире музыки, вызвав отклики по всему миру. По завещанию композитор был похоронен в Венеции, на кладбище острова Сан-Микеле, рядом с могилой Сергея Дягилева. Его наследие продолжает жить в репертуаре ведущих оркестров и театров, а влияние ощущается в работах композиторов разных поколений. Стравинский остаётся одним из самых значимых и влиятельных композиторов XX века, чья музыка изменила представление о возможностях звука и формы в искусстве.

