Ранние годы и образование
Карл Август Нильсен родился 9 июня 1865 года в деревне Нёрре Линдельс на острове Фюн, Дания. Его отец был маляром и играл на скрипке и корнете, что повлияло на музыкальные интересы сына. В восемь лет Карл начал учиться игре на скрипке, а в четырнадцать – вступил в полковой оркестр города Оденсе, где освоил горн и тромбон. В 1883 году он переехал в Копенгаген, где познакомился с композитором Нильсом Гаде. По его рекомендации Нильсен поступил в Королевскую академию музыки, обучаясь у Вальдемара Тофте (скрипка) и самого Гаде (теория). В 1886 году окончил академию и начал самостоятельную карьеру.
Начало карьеры и первые сочинения
В 1891 году Нильсен получил место скрипача в оркестре датской Королевской оперы, что обеспечило ему стабильный доход. В 1890-х годах он путешествовал по Германии, Франции и Австрии, знакомясь с музыкой Вагнера, Штрауса, Брамса. В этот период он создал свои первые крупные сочинения: Первую симфонию g-moll, кантату «Hymnus Amoris», три струнных квартета и фортепианные пьесы. В 1891 году женился на скульпторше Анне Мари Бродерсен. Его музыка отличалась самобытностью, скандинавским мелосом и стремлением к выразительности. Постепенно он стал признанным композитором, чьи произведения исполнялись в Европе.
Зрелый период и симфоническое творчество
С 1901 года начался зрелый этап творчества Нильсена. Он написал оперу «Саул и Давид», Вторую симфонию «Четыре темперамента», а позже – Третью симфонию «Sinfonia Espansiva», скрипичный концерт и ряд камерных произведений. В 1910-х годах его имя стало известно за пределами Дании. Он дирижировал в Гетеборге, преподавал в Копенгагенской академии музыки. Под впечатлением от Первой мировой войны создал Четвёртую и Пятую симфонии, наполненные драматизмом и новаторством. Его музыка сочетала строгую форму, полифонию и эмоциональную глубину, отражая философские размышления о человеке и мире.
Поздние годы и педагогическая деятельность
С 1916 года Нильсен преподавал в Копенгагенской академии, где воспитал новое поколение датских музыкантов. В 1920-е годы он создал Квинтет для духовых, концерты для флейты и кларнета, Шестую симфонию, хоральные и органные произведения. После инфаркта в 1925 году сократил концертную деятельность, но продолжал сочинять. В 1925 году опубликовал сборник эссе «Живая музыка», а в 1927 – автобиографическую книгу «Детство на Фюне». Его творчество стало основой современной датской композиторской школы. Нильсен оказал влияние на европейскую музыку XX века, оставаясь верным национальным корням и художественным идеалам.
Смерть и наследие
Карл Нильсен скончался 3 октября 1931 года в Копенгагене на 66-м году жизни. Похоронен на Западном кладбище столицы. Его наследие включает более 160 сочинений, среди которых шесть симфоний, камерные, вокальные и инструментальные произведения. Он считается величайшим датским композитором, чья музыка отражает дух скандинавской культуры и универсальные человеческие ценности. Его имя носит музыкальное общество, фестивали и учебные заведения. Нильсен остаётся символом творческой свободы, художественной честности и глубокого гуманизма, вдохновляя музыкантов и слушателей по всему миру.

