Рождение и образование
Николай Алексеевич Пилюгин родился 18 мая 1908 года в Красном Селе Санкт-Петербургской губернии в семье военнослужащего. В 1926 году окончил школу и начал работать слесарем, затем файнмехаником в ЦАГИ. По рекомендации А. Н. Туполева поступил в МВТУ им. Баумана, где защитил дипломный проект – прибор «Жирограф» для записи угловых скоростей самолёта. Окончил вуз в 1935 году, продолжил работу в ЦАГИ, а с 1941 года – в Лётно-испытательном институте. В 1943 году защитил кандидатскую диссертацию в МАИ. Его ранние исследования в области приборостроения стали основой для будущих разработок в системах управления летательными аппаратами и ракетами, включая инерциальные навигационные комплексы.
Научная и инженерная деятельность
С 1944 года Пилюгин работал в НИИ-1, а в 1944–1946 годах изучал немецкую ракету Фау-2 в институте «Рабе» в Германии. В 1946 году по предложению С. П. Королёва стал главным конструктором автономных систем управления в НИИ-885 и вошёл в Совет главных конструкторов. Он разработал системы управления для ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-7, межпланетных станций, ракет «Протон» и корабля «Буран». Его решения обеспечили точность навигации и стабилизацию траектории, что стало критически важным для запуска первого спутника и полёта Юрия Гагарина. В 1963 году возглавил НИИ-944, а с 1969 года – кафедру в МИРЭА, где занимался подготовкой специалистов в области автоматики и приборостроения, создав научную школу управления движением.
Государственная служба и признание
Пилюгин был депутатом Верховного Совета СССР седьмого по десятый созыв, активно участвовал в научной и государственной деятельности. В 1958 году стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1966 – академиком. В 1967 году вошёл в Президиум Академии наук СССР. За вклад в создание баллистических ракет и участие в запуске первого человека в космос был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1956, 1961). Награждён пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалью «За отвагу», Ленинской премией (1957) и Государственной премией СССР (1967). Его разработки легли в основу инерциальных систем управления, используемых в ракетах «Союз», «Ангара» и других современных носителях, а его школа продолжает работу в Роскосмосе.
Смерть и память
Николай Алексеевич Пилюгин скончался 2 августа 1982 года в Москве в возрасте 74 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его имя носит Научно-производственный центр автоматики и приборостроения, улицы в Москве и Томске, а также научно-исследовательское судно «Академик Николай Пилюгин». В Москве установлен памятник, мемориальная доска размещена на здании МГТУ им. Баумана. Бюсты конструктора установлены в Байконуре, Санкт-Петербурге и Красном Селе. Его кабинет экспонируется в Мемориальном музее Ю. А. Гагарина. Кратер на Луне назван в его честь. Пилюгин оставил значительное наследие в области автоматики, телемеханики и космического приборостроения, сыграв ключевую роль в становлении советской ракетно-космической отрасли.
Творческое наследие и влияние
Пилюгин разработал более 70 типов систем управления для боевых и космических аппаратов, включая спутники, межпланетные станции и орбитальные комплексы. Его подход к модульности и точности стал основой для современных инерциальных навигационных систем. Он внедрил принципы гироскопической стабилизации, акселерометрии и автоматического управления, которые используются в ракетах «Союз», «Буран», «Салют» и «Ангара». Его школа управления движением продолжает работать, а принципы, заложенные им, применяются в новых проектах, включая ядерные буксиры и автоматические станции. Пилюгин стал архитектором «мозгов» советских ракет, обеспечив их точность, надёжность и способность к автономному полёту в условиях космоса.

