Павел Гойнкис


Павел Гойнкис
Дата рождения:1 ноября 1889
Дата смерти:21 марта 1961
Возраст:71 год
советский инженер-кораблестроитель, создатель торпедных катеров

Рождение и образование

Павел Густавович Гойнкис родился 1 ноября 1889 года в городе Сосновец, Петроковская губерния, в семье немецкого коммерсанта. В девятилетнем возрасте осиротел и воспитывался опекуном. В 1907 году окончил реальное училище в Варшаве и поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте, которое завершил в 1911 году. В том же году был произведён в корабельные гардемарины-судостроители и назначен младшим помощником судостроителя в аварийные доки Кронштадтского порта. В 1913 году поступил в Николаевскую морскую академию, но учёбу прервал из-за начала Первой мировой войны.

Начало карьеры

С 1912 года Гойнкис работал корабельным инженером на заводе «Руссуд» в Николаеве, где участвовал в постройке линейных кораблей типа «Императрица Мария». В 1915 году был назначен портовым корабельным инженером Архангельского порта, где руководил работами по вооружению гражданских судов. В 1916 году провёл уникальную операцию по ремонту ледореза «Канада», спроектировав специальный кессон. За это получил премию от Общества корабельных инженеров. В августе 1916 года вернулся в Петроград и продолжил учёбу в академии, которую окончил в апреле 1918 года, после чего стал деканом кораблестроительного факультета.

Работа в советский период

После революции Павел Гойнкис активно включился в развитие советского судостроения. Он занимал должности технического директора Адмиралтейского завода, Дальзавода, а также стал основателем Тюменского судостроительного завода. В 1930-х годах участвовал в создании скоростных торпедных катеров, ставших основой для проекта 183. Его инженерные решения позволили значительно повысить боевые характеристики флота. Гойнкис внёс вклад в развитие газотурбинных кораблей, активно работал над модернизацией судостроительных технологий и подготовкой кадров. Его деятельность получила признание на государственном уровне.

Научная и общественная деятельность

Гойнкис был кандидатом технических наук, участвовал в научных конференциях, публиковал статьи по вопросам судостроения и морской техники. Он занимался преподавательской деятельностью, передавая опыт молодым инженерам. Входил в состав научных советов, консультировал по вопросам проектирования и ремонта флота. Его разработки применялись в различных типах судов, включая ледоколы и катера специального назначения. За заслуги был удостоен Сталинской премии, ордена Святого Станислава III степени и других наград. Его имя стало известно в профессиональной среде как символ инженерной точности, новаторства и преданности делу.

Смерть и память

Павел Густавович Гойнкис скончался 21 марта 1961 года в Ленинграде. Его смерть стала утратой для советской инженерной школы и судостроительной отрасли. Он был похоронен на Богословском кладбище, где его могила стала местом памяти для коллег, учеников и представителей морской науки. Наследие Гойнкиса продолжает жить в проектах, которые он создал, и в поколениях инженеров, воспитанных на его трудах. Его вклад в развитие торпедных катеров и судостроения признан значимым этапом в истории военно-морской техники СССР. Имя Гойнкиса остаётся в ряду выдающихся деятелей отечественной инженерной мысли.