Рождение и образование
Пётр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 года в Тамбове, в семье врача. С раннего возраста проявлял интерес к науке и философии, что определило его будущую профессию. Окончил Харьковский медицинский институт в 1926 году, где начал изучать психоневрологию. Уже в студенческие годы увлекался проблемами психики и гипноза, что стало основой его первых научных работ. В 1936 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую отличию человеческих орудий от средств животных. В 1938 году получил степень кандидата медицинских наук, а позже – доктора педагогических наук.
Начало карьеры и научная деятельность
С 1926 по 1941 год Гальперин работал в Украинской психоневрологической академии, совмещая научную и педагогическую деятельность в Харькове и Донецке. Он активно участвовал в работе Харьковской группы психологов, сотрудничая с А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем и другими. В этот период он начал формировать основы своей теории поэтапного формирования умственных действий. В 1939 году стал заведующим кафедрой педагогики в Сталинском педагогическом институте. Его исследования получили признание и стали основой для дальнейших разработок в области психологии обучения и развития.
Военные годы и работа в МГУ
Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1943 год, Гальперин служил в Красной Армии, занимая должность начальника лечебной части эвакогоспиталя в Свердловской области. После войны он продолжил научную деятельность в МГУ имени М. В. Ломоносова, где с 1943 года работал доцентом, а с 1966 года – профессором. В 1971 году возглавил кафедру возрастной психологии, а с 1983 года стал профессором-консультантом. Его педагогическая работа сочеталась с активной научной деятельностью, направленной на развитие теории формирования психических процессов и понятий.
Научный вклад и признание
Гальперин стал основателем теории поэтапного формирования умственных действий, которая оказала значительное влияние на советскую психологию и педагогику. Он ввёл понятие ориентировочной основы действия, разграничив понимание и выполнение как этапы обучения. Его труды легли в основу методик преподавания и коррекционной психологии. В 1980 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки РСФСР. Его учениками стали известные психологи, продолжившие развитие его идей. Гальперин оставил богатое научное наследие, включающее монографии, статьи и учебные пособия.
Смерть и память
Пётр Яковлевич Гальперин скончался 25 марта 1988 года в Москве на 86-м году жизни. Его смерть стала утратой для научного сообщества, а его вклад в психологию признан как фундаментальный. Похоронен на Востряковском кладбище рядом с супругой Тамарой Израилевной Меерзон, с которой прожил долгую и счастливую жизнь. Память о Гальперине сохраняется в трудах его учеников, научных школах и образовательных программах. Его идеи продолжают использоваться в современной психологии, подтверждая актуальность и глубину его научного наследия.

