Рудольф Дизель


Рудольф Дизель
Дата рождения:18 марта 1858
Дата смерти:29 сентября 1913
Возраст:55 лет
немецкий инженер и изобретатель, создатель дизельного двигателя

Рождение и образование

Рудольф Кристиан Карл Дизель родился 18 марта 1858 года в Париже в семье немецкого переплётчика Теодора Дизеля и Элизы Штробель. В 1870 году, во время Франко-прусской войны, семья переехала в Лондон, а Рудольф был отправлен к родственникам в Аугсбург. Там он окончил Королевское Земское училище, затем поступил в Техническую школу. В 1875 году стал студентом Королевского Баварского Политехнического института в Мюнхене, который окончил с отличием. Его наставником был профессор Карл фон Линде, под руководством которого он начал работать над холодильными установками, совмещая теоретические знания с инженерной практикой.

Начало карьеры и инженерная деятельность

После окончания института Дизель работал в Париже на заводе Линде, где занимался проектированием холодильных машин. В 1881 году стал директором предприятия, одновременно консультируя другие фирмы. Его интерес к термодинамике и идеям Сади Карно привёл к разработке нового типа двигателя. В 1892 году он подал заявку на патент «рационального теплового двигателя», а в 1893 году получил патент №67207. С этого момента началась активная работа над созданием двигателя внутреннего сгорания, работающего по принципу воспламенения топлива от сжатия, что стало основой будущего дизельного двигателя.

Создание дизельного двигателя

С 1893 года Дизель сотрудничал с Аугсбургским машиностроительным заводом, а также с компаниями Круппа и Sulzer. В 1897 году был создан первый рабочий образец дизельного двигателя мощностью 20 л.с. при 172 об/мин и КПД 26,2 %. Это значительно превосходило существующие двигатели того времени. Дизель опубликовал труды, в которых обосновал принципы работы своего двигателя. Его изобретение быстро получило признание в промышленности, особенно в судостроении и энергетике. Двигатель Дизеля стал важным этапом в развитии машиностроения и оказал влияние на транспорт, производство и экономику.

Поздние годы и признание

В начале XX века Дизель продолжал совершенствовать двигатель, получая патенты в разных странах. Он активно участвовал в международных выставках, выступал с лекциями и публиковал статьи. В 1901 году был награждён медалью Эллиота Крессона. Несмотря на технический успех, испытывал финансовые трудности и проблемы с инвесторами. Его идеи опережали время, но коммерческая реализация была сложной. Дизель мечтал о применении двигателя в сельском хозяйстве и малом производстве. Он также интересовался эсперанто и поддерживал идеи международного сотрудничества. Его вклад в науку признан во всём мире.

Смерть и память

Рудольф Дизель погиб при загадочных обстоятельствах 29 сентября 1913 года во время путешествия на пароходе «Dresden» через Ла-Манш. Его тело было обнаружено в море спустя несколько дней. Похоронен в Лондоне. Причины смерти остаются неясными, выдвигались версии о самоубийстве и несчастном случае. Его имя стало нарицательным: дизельный двигатель используется в автомобилях, поездах, кораблях и генераторах. В честь Дизеля названы улицы, школы, премии и памятники. Он вошёл в историю как выдающийся инженер и изобретатель, чьи идеи изменили технический облик XX века.