Рождение и образование
Семён Алексеевич Лавочкин родился 11 сентября 1900 года в Смоленске в еврейской семье. В 1908 году семья переехала в Рославль, где он окончил городское училище, затем – Курскую гимназию с золотой медалью. В 1920 году был демобилизован из РККА и направлен на учёбу в Москву. В 1927 году окончил Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), получив квалификацию инженера-аэромеханика. После защиты дипломного проекта начал работать в конструкторском бюро П.-М. Ришара, где занимался вопросами прочности авиационных конструкций, что стало основой его дальнейшей инженерной деятельности.
Начало карьеры и первые проекты
После работы в КБ Ришара Лавочкин перешёл в Бюро новых конструкций, где участвовал в разработке двухместного истребителя ДИ-4 под руководством Андре Лявиля. В 1935 году работал с Н. Курчевским над динамо-реактивными пушками. Позже стал главным конструктором завода № 38, специализировавшегося на артиллерийских системах. В 1939 году вошёл в Главное управление авиационной промышленности, где совместно с В. Горбуновым и М. Гудковым разработал истребитель ЛаГГ-3. Этот самолёт стал одним из трёх основных истребителей, принятых на вооружение Красной армии накануне Великой Отечественной войны.
Военные годы и успехи
Во время Великой Отечественной войны Лавочкин продолжил совершенствовать авиационные конструкции. Под его руководством были созданы истребители Ла-5 и Ла-7, отличавшиеся высокой манёвренностью и надёжностью. Ла-7, выпущенный в 1944 году, стал одним из лучших истребителей Второй мировой войны. На нём летал прославленный лётчик Иван Кожедуб. В 1942 году Лавочкин получил звание генерал-майора инженерно-технической службы. За вклад в оборону страны был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1943, 1956) и четырежды – Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1948).
Послевоенная деятельность и вклад
После войны Лавочкин возглавил ОКБ-301 в Подмосковье, где занимался разработкой реактивных самолётов. В 1948 году был создан одноместный реактивный истребитель Ла-15, отличавшийся компактностью и высокой скоростью. В 1958 году стал членом-корреспондентом Академии наук СССР. Его конструкторские решения способствовали развитию отечественной авиации и укреплению обороноспособности страны. Он активно участвовал в создании систем противовоздушной обороны, включая проект «Даль». Лавочкин внёс значительный вклад в развитие аэродинамики, материаловедения и двигателестроения в СССР.
Смерть и память
Семён Лавочкин скончался 9 июня 1960 года от сердечной недостаточности на полигоне Сары-Шаган в Казахской ССР во время испытаний системы ПВО «Даль». Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, участок № 1. Рядом находятся могилы его жены Розы Герцевны, сына Александра и дочери Аллы. Его имя носит НПО «Лавочкин», занимающееся космическими разработками. В честь конструктора установлены памятники, названы улицы и учебные заведения. Его достижения в области авиации и обороны стали важной частью истории советской науки и техники, а его разработки продолжают изучаться специалистами.

