Владимир Соловьев


Владимир Соловьев
Дата рождения:28 января 1853
Дата смерти:13 августа 1900
Возраст:47 лет
русский философ, поэт, публицист

Рождение и образование

Владимир Сергеевич Соловьёв родился 28 января 1853 года в Москве в семье историка Сергея Михайловича Соловьёва. Его мать, Поликсена Владимировна, происходила из польско-украинского рода, среди предков – философ Григорий Сковорода. В 1869 году поступил на физико-математический факультет Московского университета, позже перевёлся на историко-филологический. В 1874 году защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии: против позитивистов». В 1875–1876 годах путешествовал по Европе и Востоку, изучая духовные учения, включая каббалу и восточную философию. Эти поездки оказали влияние на формирование его религиозно-философской системы, основанной на идее всеединства и богочеловечности.

Философская и литературная деятельность

С 1877 года Соловьёв жил в Санкт-Петербурге, преподавал философию религии. В 1880 году защитил докторскую диссертацию «Критика отвлечённых начал». Его лекции «О богочеловечестве» стали основой концепции, объединяющей науку, религию и этику. В 1881 году выступил с призывом к помилованию убийц Александра II, что вызвало скандал и завершение преподавательской карьеры. Он продолжил публицистическую и поэтическую деятельность, издал «Историю и будущее теократии», «Оправдание добра», «Смысл любви». Стремился к объединению православия и католицизма, выступал за христианскую универсальность. Его философия оказала влияние на религиозно-философский ренессанс в России и на творчество символистов.

Общественная позиция и религиозные взгляды

Соловьёв выступал за права евреев, владел ивритом, участвовал в деятельности Общества распространения культуры среди евреев. В философии стремился к синтезу христианства с элементами буддизма, каббалы и гностицизма, развивая учение о Софии – божественной премудрости. Его концепция всеединства предполагала духовное объединение человечества через любовь и нравственное совершенствование. Он критиковал позитивизм и рационализм, утверждая приоритет интуитивного познания. В поздние годы стал вегетарианцем, жил уединённо, работал ночами, писал на обрывках бумаги. Его образ жизни и идеи вдохновили современников, включая Достоевского, который использовал его как прототип для героев «Братьев Карамазовых».

Поздние годы и творчество

В 1890-х годах Соловьёв сосредоточился на этике и метафизике, завершил «Оправдание добра» и опубликовал эсхатологическую повесть «Краткая повесть об Антихристе». Его поэма «Панмонголизм» предвосхитила русско-японскую войну. Он идеализировал образ Софии в поэзии, отвергал догматизм, стремился к духовному обновлению через любовь и истину. Его философия оказала влияние на Сергея Булгакова, Павла Флоренского и других мыслителей. Несмотря на отсутствие систематического труда, его идеи стали основой русской религиозной философии XX века. Он продолжал писать до последних дней, несмотря на ухудшение здоровья и отсутствие постоянного жилья.

Смерть и наследие

Владимир Соловьёв скончался 13 августа 1900 года в имении Узкое под Москвой, в доме своего ученика Сергея Трубецкого, от почечной недостаточности и атеросклероза. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с отцом. Его философское наследие включает идеи всеединства, богочеловечества, Софии и христианского универсализма. Он стал основоположником русской религиозной философии, оказав влияние на литературу, богословие и общественную мысль. Его труды изучаются в университетах, а образ мыслителя-пророка вдохновляет исследователей и читателей. В честь Соловьёва названы улицы, школы и культурные учреждения. Его жизнь и творчество остаются примером духовного поиска и служения идеалам любви и добра.