Рождение и ранние годы
Архимандрит Александр (в миру Георгий Андреевич Уродов) родился в 1882 году в селе Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии в семье крестьянина. С юных лет он проявлял склонность к духовной жизни, окончил земскую школу и был назначен певчим в приходской церкви. В 1901 году, отправившись в паломничество в Саров, он остановился в Санаксарском монастыре, где принял решение посвятить себя монашескому пути. 30 августа 1911 года Георгий был пострижен в монашество с именем Александр. Вскоре он был рукоположен в сан иеродиакона, а затем – в иеромонаха. Его духовный рост был стремительным: в 1915 году он стал настоятелем Санаксарского монастыря и был возведён в сан игумена архиепископом Кириллом (Смирновым). Уже тогда отец Александр проявлял твёрдость духа, строгость к себе и ревностное служение Богу, что стало основой его будущего исповедничества.
Годы гонений и испытаний
С началом революционных событий 1917 года и последующим красным террором начались тяжёлые испытания для архимандрита Александра. В феврале 1918 года часть братии монастыря, поддерживаемая большевиками, устроила бунт и сместила его с должности настоятеля. 27 марта того же года он был арестован Военно-революционным трибуналом, но на допросе виновным себя не признал. В результате был выслан из монастыря. В 1922 году, несмотря на гонения, он был назначен наместником Семиозёрной пустыни Казанской епархии и возведён в сан архимандрита. В том же году его привлекли к ответственности за сопротивление изъятию церковных ценностей. Он активно боролся с обновленчеством, превратив пустынь в центр духовного сопротивления. Его стойкость и преданность Церкви стали примером для многих верующих, несмотря на постоянные угрозы и давление со стороны властей.
Ссылка и служение в Вятской епархии
31 октября 1928 года архимандрит Александр был вновь арестован и приговорён к трём годам лагерей и трём годам ссылки на Урал. После окончания срока он оказался в Вятской епархии, где продолжил своё служение. 5 августа 1935 года епископ Яранский Димитрий (Поспелов) назначил его настоятелем храма в селе Соболево, ныне Санчурского района Кировской области. Здесь он подвизался в течение 26 лет, несмотря на преклонный возраст и тяжёлые условия. Отец Александр был известен как один из «не поминающих» – священников, не признававших обновленческую власть. Его служение отличалось глубокой духовностью, смирением и любовью к пастве. Он стал духовным наставником для многих, укрепляя веру в трудные времена. Его жизнь в ссылке была наполнена молитвой, пастырским трудом и внутренним подвигом, который он нес до конца своих дней.
Кончина и день памяти
Архимандрит Александр скончался 14 августа 1961 года в глубокой старости, завершив свой земной путь в селе Соболево. Его отпевание прошло при огромном стечении народа, что свидетельствовало о глубокой любви и уважении к нему. День его памяти установлен на 27 августа, в день, когда Русская Православная Церковь чтит его как преподобноисповедника. Этот день напоминает о его стойкости, духовной глубине и верности Христу в годы гонений. Его жизнь стала примером исповедничества, когда человек, несмотря на угрозы и страдания, остаётся верным Богу и Церкви. Память о нём сохраняется в сердцах верующих, а его подвиг вдохновляет новые поколения на духовную стойкость. В этот день совершаются богослужения, на которых вспоминаются его труды, молитвы и страдания, принесённые во имя Господа.
Обретение мощей и почитание
18 сентября 2001 года произошло обретение мощей архимандрита Александра, что стало важным событием для Русской Православной Церкви. Его святые останки были обретены в Санаксарском монастыре, где он когда-то начинал свой монашеский путь. Это событие стало подтверждением его святости и духовного значения для верующих. Мощи были торжественно перенесены и положены для поклонения, что дало возможность многим паломникам прикоснуться к святыне. День обретения мощей стал вторым днём его церковного почитания – 18 сентября. В этот день совершаются особые богослужения, прославляющие его подвиг и молитвенное предстательство. Его мощи стали источником духовной силы и утешения для многих, а сам архимандрит Александр – символом верности, мужества и любви к Богу, пронесённой через всю жизнь, несмотря на гонения и страдания.

