Амвросий (Астахов)


Амвросий (Астахов)
Поминают:21 октября
Именины:Амвросий
Амвросий (Астахов), икона_1

Ранние годы и духовное становление

Преподобномученик Амвросий, в миру Алексей Аникеевич Астахов, родился в 1860 году в селе Борисовка Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Его детство прошло в условиях традиционного сельского уклада, где вера и церковные обычаи занимали центральное место в жизни. Несмотря на то что он не получил систематического образования и считался неграмотным, Алексей с ранних лет проявлял глубокую религиозность и стремление к духовной жизни. Его тянуло к храму, к молитве и к служению Богу, что постепенно определило его жизненный путь. В юности он оставил мирскую жизнь и поступил в монастырь, где принял монашеский постриг с именем Амвросий. Его выбор был осознанным и твёрдым: он стремился к смирению, послушанию и духовному совершенству. В монастырской среде он быстро выделился своей кротостью, усердием и готовностью к любым послушаниям. Его духовное становление происходило в атмосфере строгой монашеской дисциплины, которая закалила его характер и подготовила к будущим испытаниям. Уже тогда он воспринимался братией как человек, способный к духовному руководству и пастырскому служению.

Служение в Чудовом монастыре

Наибольшую часть своей монашеской жизни Амвросий провёл в Чудовом монастыре, расположенном в Московском Кремле. Этот монастырь был одним из духовных центров столицы, и служение в нём требовало от иноков особой ответственности и преданности. Амвросий исполнял различные послушания, постепенно приобретая опыт духовного наставничества и пастырской заботы о людях. Его кротость и смирение сочетались с твёрдостью в вере, что делало его авторитетным среди братии и мирян. Он был рукоположен в сан архимандрита и стал духовным руководителем, к которому обращались за советом и утешением. В годы, когда монастырь подвергался давлению со стороны властей, Амвросий проявил стойкость и верность Церкви. После закрытия Чудова монастыря в 1925 году он был переведён в Казанский Головинский женский монастырь, где продолжил своё служение, окормляя сестёр и укрепляя их в вере. Его жизнь в этот период была наполнена трудами, молитвой и заботой о духовном состоянии паствы, несмотря на усиливающиеся гонения на Церковь.

Испытания и скитания

После закрытия Казанского Головинского монастыря архимандрит Амвросий оказался в тяжёлых условиях. Он был вынужден скитаться по сёлам Московской области, находя временное пристанище у верующих и продолжая своё пастырское служение в тайне. В 1930-е годы он проживал в селе Ховрино, где служил в Знаменском храме как внештатный священник. Несмотря на постоянную угрозу ареста, он не оставлял своего служения, продолжал совершать богослужения и поддерживать верующих. Его слово было простым и проникновенным, оно укрепляло людей в вере и помогало им переносить тяжёлые времена. Власти рассматривали его как неблагонадёжного из-за его открытой позиции и монархических убеждений. Он не скрывал своего отрицательного отношения к советской власти, считая её временным явлением и источником разрушения духовной жизни народа. Его стойкость и непримиримость к безбожию делали его мишенью для репрессий, но он оставался верен своему призванию, принимая все испытания как крест, данный ему Богом.

Арест и мученическая кончина

29 сентября 1937 года архимандрит Амвросий был арестован органами НКВД по обвинению в «участии в контрреволюционной группировке и антисоветской агитации». Его заключили в Бутырскую тюрьму, где он подвергался допросам и давлению. Следствие стремилось добиться от него признаний, но он оставался твёрдым и не отрёкся от своей веры и убеждений. В протоколах допросов сохранились его слова о том, что он считает советскую власть враждебной Церкви и народу, поскольку она разрушает храмы и преследует духовенство. 19 октября 1937 года тройка НКВД вынесла ему смертный приговор. 21 октября того же года архимандрит Амвросий был расстрелян на Бутовском полигоне и погребён в общей безвестной могиле. Его мученическая кончина стала свидетельством верности Христу до конца и примером стойкости в условиях жестоких гонений. Он принял смерть с молитвой, сохранив твёрдость духа и отказавшись от любых компромиссов с безбожной властью. Его подвиг вошёл в историю Русской Церкви как часть трагической судьбы новомучеников XX века.

Память и почитание

Преподобномученик Амвросий (Астахов) был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Юбилейным Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. Его память совершается 21 октября, в день его мученической кончины. В этот день верующие вспоминают его подвиг, молятся о его заступничестве и обращаются к нему как к примеру стойкости и верности Христу. Его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских, а также в региональные списки святых, почитаемых в Тамбовской и Московской епархиях. В храмах, связанных с его служением, совершаются богослужения в его честь, а его житие стало частью духовного наследия Церкви. Память о нём сохраняется не только в церковных календарях, но и в сердцах верующих, которые видят в нём образ пастыря, не покинувшего свою паству даже перед лицом смерти. Его жизнь и мученическая кончина напоминают о цене верности Христу и о том, что истинное служение требует готовности к жертве. День его памяти стал символом духовной стойкости и мужества в годы тяжелейших испытаний.