Рождение и ранние годы
Блаженный Андрей Симбирский, в миру Андрей Ильич Огородников, родился 17 июля 1763 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск) в семье бедных, но благочестивых мещан Ильи Ивановича и Анны Иосифовны. С младенчества он отличался болезненностью, был нем и едва передвигался с посторонней помощью. В детстве мог произносить лишь два слова – «мама» и «Анна». Со временем он начал самостоятельно ходить, но с семи лет взял на себя подвиг юродства: носил длинные рубахи, ходил босиком и без головного убора, питался исключительно хлебом и сухими ягодами, а по праздникам – чаем с мёдом. Он добровольно принял на себя подвиг молчания, общаясь с окружающими жестами и отдельными звуками. Несмотря на внешнюю немощь, Андрей обладал внутренней силой, смирением и духовной глубиной. Его образ жизни с ранних лет вызывал удивление и уважение у горожан, а его поведение воспринималось как проявление особой благодати. Он стал известен как человек, избравший путь Христа ради юродивого, отвергнувший земные удобства ради духовного совершенства.
Подвижничество и образ жизни
Андрей Симбирский всю свою жизнь провёл в строгом посте и молитве. Он был прихожанином Вознесенского собора, где регулярно причащался и проводил ночи в молитве у стен храма, даже зимой. Иногда его видели ползающим возле ограды собора, целующим её столбики. Он спал на голом полу, не подкладывая ничего под голову, чтобы не касаться её во сне. Все полученные милостыни раздавал нищим, сам же передвигался только бегом, а стоя – раскачивался, подобно маятнику. Его поведение казалось странным, но всегда имело глубокий смысл. Он обладал даром прозорливости и исцеления: исцелял больных, давая им кусок хлеба, ранее поданный ему, и усмирял бесноватых. Часто хватал руками раскалённый металл, обливался кипятком, целовал горячие предметы, не получая при этом вреда. Его поступки, на первый взгляд безрассудные, нередко спасали жизни: однажды он вытащил кляп из бочонка с маслом, где позже обнаружили мёртвую змею, а в другой раз разбил чугунок со щами, в котором оказался ядовитый паук. Всё это воспринималось как проявление духовного дара и прозорливости.
Отношение к нему современников
Жители Симбирска относились к Андрею с благоговением и уважением. Даже в периоды насмешек и издевательств он сохранял кротость, смирение и молчание, вызывая у обидчиков растерянность и вразумление. Его подвиг юродства воспринимался как свидетельство особой духовной высоты. Во время Отечественной войны 1812 года многие симбиряне стремились узнать судьбу своих близких и обращались к прозорливым старцам, включая преподобного Серафима Саровского. Однако сам Серафим говорил: «Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть – ваш Андрей Ильич». Эти слова стали подтверждением высокого духовного авторитета Андрея среди современников. После смерти брата в 1813 году он жил у овдовевшей сестры, которая ради него покинула монастырь. Помещица Е. А. Мильгунова построила для него дом и назначила пожизненное содержание. Несмотря на это, Андрей продолжал вести аскетический образ жизни, отвергая комфорт и удобства. Его жизнь была наполнена служением, молитвой и духовной заботой о людях.
Смерть и погребение
Блаженный Андрей Симбирский преставился ко Господу 27 ноября (10 декабря по новому стилю) 1841 года. Его смерть стала событием, объединившим весь город: на отпевание пришло огромное количество людей, включая представителей разных конфессий и даже закоренелых раскольников. По свидетельству очевидцев, при выносе тела из храма «только тот из жителей города оставался в своём доме, кому не было возможности сделать ни одного шага». Его похоронили в Симбирском Покровском монастыре, и от тела исходило благоухание, что воспринималось как знак святости. Могила святого была разрушена в 1930-е годы, но память о нём сохранилась в сердцах верующих. Его жизнь и смерть стали примером истинного христианского подвижничества, смирения и любви к ближнему. Андрей Симбирский был включён в Собор Симбирских святых, а его образ стал символом духовной силы, способной преодолеть любые испытания. Его подвиг юродства воспринимается как высшая форма служения Богу и людям, наполненная благодатью и светом.
Церковное почитание
Православная церковь установила дни памяти блаженного Андрея Симбирского на 3 июня и 10 декабря. Первый день связан с обретением его мощей, а второй – с датой его кончины. Он почитается как Христа ради юродивый, обладавший дарами прозорливости, исцеления и духовного наставничества. Его имя внесено в церковные календари, а житие стало частью духовного наследия Симбирской земли. В храмах, особенно в Ульяновске, проходят богослужения, посвящённые его памяти, звучат молитвы и благодарственные песнопения. Его образ изображён на иконах, а его подвиг вдохновляет верующих на путь смирения, любви и служения. Андрей Симбирский стал одним из самых почитаемых святых Поволжья, его жизнь – свидетельство того, как через добровольное юродство можно достичь духовной высоты. Его почитание объединяет людей разных поколений, напоминая о силе духа, верности Христу и способности к жертве ради ближнего. День его памяти – это время молитвы, размышлений и благодарности за его подвиг.

