Дамаскин (Цедрик), Стародубский


Дамаскин (Цедрик), Стародубский
Поминают:15 сентября
Именины:Дамаскин
Дамаскин (Цедрик), Стародубский, икона_1

Ранние годы и духовное становление

Священномученик Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский, в миру Дмитрий Дмитриевич Цедрик, родился в 1877 году в городе Маяки Одесского уезда Херсонской губернии в семье почтового чиновника. С юных лет он проявлял интерес к духовной жизни, окончил духовную семинарию, а затем получил светское образование в Владивостокском сельскохозяйственном институте и Казанском институте восточных языков. Его стремление к служению Богу привело его к монашеству, и он принял постриг с именем Дамаскин. Вскоре он был направлен миссионером в Пекинскую духовную миссию, где проявил себя как ревностный проповедник и пастырь. В 1914 году, во время Первой мировой войны, он служил в отряде Красного Креста на Кавказе, оказывая помощь раненым и страдающим. Его брат, священник Николай, был расстрелян за обличение большевиков, что стало тяжёлым ударом для отца Дамаскина. После возвращения он продолжил служение в Киевском Михайловском монастыре, где стал епархиальным миссионером и слушателем Киевской духовной академии. Его духовное становление сочетало монашеский подвиг, пастырскую ревность и миссионерскую деятельность, что подготовило его к будущему архиерейскому служению.

Архиерейское служение и борьба с обновленчеством

В 1919 году отец Дамаскин был рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Симферопольским и Таврическим Димитрием (Абашидзе), а в 1920 году назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря с возведением в сан архимандрита. В том же году он был арестован вместе с архиепископом, но вскоре освобождён и выслан из Крыма. Его служение продолжилось в условиях гонений, и он активно боролся с обновленчеством, защищая каноническую Церковь. 14 сентября 1923 года он был хиротонисан Патриархом Тихоном в епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. С этого времени он управлял также Глуховским викариатством, проявляя твёрдость, мудрость и пастырскую заботу. Его служение сопровождалось постоянными арестами, допросами и ссылками. Несмотря на физическую немощь, он продолжал совершать богослужения, даже сидя, когда не мог стоять из-за сердечных приступов. Он видел в литургии источник силы и утешения, не прекращая служение даже в самых тяжёлых условиях. Его архиерейское служение стало примером стойкости, верности и духовного мужества, вдохновляющим паству на сохранение веры и единства.

Ссылки, тюрьмы и исповедничество

В 1924 году епископ Дамаскин был выслан в Харьков, а с сентября 1925 года жил в Даниловом монастыре в Москве без права выезда. В ноябре того же года он был арестован по делу митрополита Петра (Полянского) и приговорён к трём годам ссылки в Туруханский край. До августа 1926 года он содержался в Бутырской тюрьме, затем был переведён в Красноярск и посёлок Полой за Северным Полярным кругом. В тяжёлых условиях ссылки он использовал свои знания агрономии, выращивая зелень, чтобы спастись от цинги. Вместе с келейником он восстановил полуразрушенный домик, продолжая молитвенное делание и духовное руководство. В 1927 году он был потрясён изданием «Декларации» митрополита Сергия и написал около 150 писем с выражением несогласия, отправив их через своего келейника. Его исповедничество стало актом духовного сопротивления, свидетельством верности истине и отказа от компромисса. Он не искал конфликта, но не мог молчать, когда видел угрозу церковному единству. Его жизнь в ссылке была наполнена страданием, молитвой и духовной борьбой, став примером для всех, кто стремится к чистоте веры.

Последние годы и мученическая кончина

После возвращения из ссылки епископ Дамаскин продолжал служение, несмотря на постоянные преследования. Его здоровье было подорвано, но он не прекращал молитвенного делания и духовного наставничества. Он поддерживал связь с другими исповедниками, укреплял паству и обличал ложь. В 1937 году, в период массовых репрессий, он был арестован вновь и заключён в тюрьму. Его допросы сопровождались жестоким обращением, но он не отрёкся от веры, не предал своих убеждений. 15 сентября 1937 года он был расстрелян, завершив свой земной путь мученической смертью. Его тело было погребено в безвестной могиле, как и многих других новомучеников. Его кончина стала духовным торжеством, знаком победы истины над злом. Он умер как исповедник, сохранив верность Христу до конца. Его мученическая смерть была признана Церковью как свидетельство благодати, действующей в сердце человека, полностью преданного Богу. Его подвиг стал частью духовного наследия, укрепляющего веру и вдохновляющего на стойкость. Его имя вошло в сонм святых, память которых чтится с благоговением и любовью.

Церковное прославление и значение подвига

Священномученик Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский, был прославлен Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в XX веке. День его памяти установлен на 15 сентября, когда Церковь молитвенно вспоминает его подвиг. Он также включён в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, и его имя вписано в месяцеслов. В этот день совершаются богослужения, читается его житие, возносятся молитвы о его заступничестве. Он почитается как покровитель пастырей, исповедников и всех, кто находится в духовных испытаниях. Его образ вдохновляет на мужество, верность и любовь к Богу. В храмах установлены иконы с его изображением, совершаются молебны и славления. Его подвиг остаётся живым свидетельством силы благодати, действующей в сердце человека, полностью преданного Богу. Его жизнь и смерть напоминают о необходимости сохранять веру, несмотря на внешние обстоятельства. Он стал живым примером того, как даже в самых тяжёлых условиях возможно исполнить своё призвание до конца, с любовью, молитвой и верностью Христу.