Данакт (Калашников)


Данакт (Калашников)
Поминают:15 декабря
Именины:Данакт

Ранние годы и путь к монашеству

Преподобномученик Данакт (в миру Дометиан Ианнуариевич Калашников) родился 10 января 1882 года в селе Самгородок Черкасского уезда Киевской губернии в крестьянской семье. С детства он был окружён атмосферой благочестия, обучался сначала дома, затем в церковноприходской школе. В возрасте двадцати одного года он отправился на Святую Гору Афон, где поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Здесь он прошёл путь послушника, был пострижен в рясофор, а затем в мантию с именем Данакт. Его монашеская жизнь отличалась строгостью, молитвенным настроем и ревностью к уставу. Он трудился на различных послушаниях, проявляя усердие и смирение. Его духовная зрелость быстро проявилась, и он стал уважаемым членом братии. В 1914 году, по благословению настоятеля, был направлен на Афонское подворье в Москве, где продолжил служение, оставаясь в составе афонской братии. Его жизнь была проникнута любовью к Богу и ближним, он стремился к молитве, духовному просвещению и сохранению монашеских традиций в условиях перемен.

Служение в Москве и духовная ревность

На Афонском подворье в Москве отец Данакт продолжал монашеское служение, выполняя послушания, участвуя в богослужениях и духовной жизни братии. В 1923 году он примкнул к Покровскому монастырю, где подвизался в условиях усиливающихся гонений на Церковь. Его жизнь была скромной, он не искал славы, много молился, читал духовные книги и наставлял монахов. В 1929 году он был рукоположен в иеродиакона, а вскоре – в иеромонаха. Его служение отличалось пастырской ревностью, вниманием к нуждам братии и прихожан. Он воспринимался как человек молитвы, глубокой веры и духовной сосредоточенности. Его проповеди были проникновенными, он укреплял верующих, обличал безбожие и сохранял верность Христу. Он не прекращал богослужений, несмотря на давление со стороны властей. Его духовная жизнь была сосредоточенной, он воспринимался как человек, живущий в постоянном общении с Богом. Его служение стало примером стойкости, верности и духовной силы, преодолевающей страх и искушения. Он вдохновлял братство на молитву, пост и служение, укрепляя монастырскую общину.

Арест и заключение

В 1930-х годах, в период массовых репрессий, отец Данакт оказался в числе тех, кто был арестован за активное участие в церковной жизни. Его обвинили в антисоветской агитации, в том, что он во время служб поминал убиенных и заключённых духовных лиц и мирян. Также ему вменили попытки воспрепятствовать разграблению монастырского кладбища. Его арест был внезапным, без предварительного следствия. Он был приговорён к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере, но позже приговор был изменён на ссылку в Коми область. В ссылке он продолжал молитвенную жизнь, сохранял монашеский строй, окормлял верующих, несмотря на запреты. Его поведение в заключении отличалось кротостью, молитвой и духовной сосредоточенностью. Он принял страдания с молитвой, не роптал, не искал пощады. Его жизнь в ссылке стала продолжением духовного подвига, он не отрёкся от веры, не пошёл на компромисс. Его стойкость воспринималась как исповедничество, как свидетельство верности Христу в условиях жестоких гонений. Он оставался верен монашескому обету до конца.

Мученическая кончина

После окончания срока ссылки отец Данакт вернулся в Москву, но вскоре был вновь арестован. В 1937 году, в период «большого террора», он был обвинён в участии в контрреволюционной группе и в распространении религиозной пропаганды. Следствие велось с использованием лжесвидетелей, местные жители под давлением уполномоченных давали ложные показания. Несмотря на давление, отец Данакт не признал вины, не отрёкся от веры и не пошёл на компромисс. Его поведение в заключении отличалось молитвой, смирением и духовной сосредоточенностью. Он принял страдания с молитвой, не роптал, не искал пощады. 15 декабря 1937 года он был расстрелян на Бутовском полигоне, завершив земной путь мученической кончиной. Его тело было погребено в безвестной могиле, но память о нём сохранилась среди верующих. Он умер как мученик, не предавший веру, не отказавшийся от служения. Его смерть стала свидетельством верности Христу, мужества и духовной стойкости. Он завершил земной путь как исповедник, чья жизнь стала примером для всех, кто стремится к святости.

Канонизация и духовное наследие

Память о преподобномученике Данакте Калашникове сохранялась в народе, особенно среди братии Афонского монастыря и прихожан Покровского монастыря в Москве. Его доброта, пастырская ревность и мученическая смерть стали предметом почитания. В 2000 году он был канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобномучеников. День его памяти установлен на 15 декабря, и в этот день совершаются богослужения, читается его житие, поются тропари и молитвы, прославляющие его подвиг. Его образ присутствует в иконографии, где он изображается в монашеском облачении с крестом, символом мученичества и духовного служения. Его житие читается в храмах, особенно в тех, где почитаются новомученики. Его память сохраняется в молитвах, духовных беседах и церковной традиции. Он стал покровителем тех, кто стремится к монашеской жизни, кто сохраняет верность Христу в условиях гонений. Его подвиг вдохновляет на стойкость, на отказ от компромиссов и на стремление к святости. Он воспринимается как живой свидетель Божьего присутствия в истории Церкви.