Рождение и ранние годы
Преподобномученик Евгений, в миру Евгений Игнатьевич Выжва, родился 18 сентября 1883 года в городе Владимир-Волынский в семье крестьян. Его детство прошло в условиях скромной сельской жизни, где главным богатством были труд и вера. Родители старались воспитать детей в духе православной традиции, что оказало решающее влияние на формирование характера будущего святого. Евгений окончил двухклассное городское училище, проявив способности к учебе и стремление к духовному развитию. В 1905–1907 годах он проходил службу в армии, где исполнял обязанности псаломщика, что позволило ему глубже погрузиться в церковное пение и богослужебную практику. Эти годы стали временем его внутреннего укрепления и осознания призвания к монашеской жизни. Уже тогда он отличался благочестием, скромностью и готовностью служить ближним, что выделяло его среди сверстников. Его путь к монашеству был естественным продолжением духовного поиска, начатого еще в юности, и стал основой для будущего подвига.
Поступление в монастырь и служение
В 1908 году Евгений вступил в число братии Почаевской Успенской лавры, одного из крупнейших духовных центров Православия. Здесь он прошел путь от послушника до игумена, проявив себя как человек молитвы, труда и духовной стойкости. К 1917 году он уже был игуменом, что свидетельствует о его высоком авторитете среди братии и духовенства. В монастыре он занимался не только богослужением, но и воспитанием молодых иноков, наставляя их в вере и монашеском послушании. Его отличали строгость к себе и мягкость к другим, умение сочетать духовную требовательность с пастырской заботой. После революции и начала гонений на Церковь он продолжал служение, несмотря на опасности. В 1918 году отец Евгений был направлен в Житомир, а затем в местечко Кодня Киевской области, где стал настоятелем храма. Его служение в приходах отличалось особым вниманием к пастве, заботой о духовном и нравственном состоянии прихожан, что делало его любимым пастырем и духовным наставником.
Испытания и арест
Осенью 1935 года отец Евгений был арестован по обвинению в связях с «контрреволюционными организациями» и духовенством за границей. Эти обвинения были стандартным предлогом для расправы над активными священнослужителями. В феврале 1936 года его приговорили к пяти годам лишения свободы, и он был отправлен в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь. Там он трудился на тяжелых работах, но даже в условиях заключения продолжал оставаться пастырем, поддерживая заключенных, совершая тайные богослужения и укрепляя людей в вере. В лагере он встретил многих других священнослужителей, с которыми разделял молитву и духовное общение. Его стойкость и мужество вызывали уважение даже у тех, кто не разделял его веры. Несмотря на лишения, он сохранял внутреннюю силу и не отказывался от своего служения. Именно в лагере его духовный подвиг достиг особой глубины, когда вера становилась единственным источником утешения и надежды для него и окружающих.
Второй арест и мученическая кончина
В 1937 году, в период массовых репрессий, игумен Евгений был повторно арестован прямо в лагере. Его обвинили в «систематической антисоветской агитации и религиозной пропаганде», а также в «провокационных измышлениях против советской власти». Следствие велось стремительно, и уже вскоре он был приговорен к расстрелу. 20 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Его смерть стала мученическим завершением жизни, полностью посвященной Христу и Церкви. Место его захоронения осталось неизвестным, как и у многих новомучеников того времени. Однако память о нем сохранилась среди верующих, которые знали его как пастыря, готового идти до конца ради своей веры. Его мученическая кончина стала свидетельством стойкости и мужества, примером для современников и будущих поколений. В условиях, когда многие отрекались под давлением, он остался верен Христу до конца, засвидетельствовав истину своей кровью.
Прославление и память
Преподобномученик Евгений (Выжва) был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью в 2000 году на Архиерейском Соборе, когда были канонизированы многие новомученики и исповедники Российские. Его память совершается ежегодно 20 сентября, в день его мученической кончины. Этот день стал временем молитвенного воспоминания о его подвиге и свидетельстве веры. В храмах совершаются богослужения, где верующие обращаются к нему с молитвами о стойкости в испытаниях и укреплении в вере. Его житие напоминает о цене, которую пришлось заплатить за сохранение православной традиции в XX веке, и о том, что даже в самые тяжелые времена находились люди, готовые идти до конца ради Христа. Сегодня его имя включено в месяцеслов, а образ почитается в иконографии. Для верующих он является примером мужества, верности и любви к Богу и людям. Его подвиг продолжает вдохновлять христиан, напоминая о силе веры и духовной стойкости перед лицом гонений.

