Феогност (Пивоваров)


Феогност (Пивоваров)
Поминают:11 августа
Именины:Феогност
Феогност (Пивоваров), икона_1 Феогност (Пивоваров), икона_2

Ранние годы и монашеский постриг

Преподобномученик Феогност (Пивоваров), в миру Феодор, родился в 1873 году в городе Белополье Харьковской губернии в мещанской семье. С юных лет он проявлял стремление к духовной жизни, отличался кротостью, усердием и благоговейным отношением к церковным таинствам. В 1904 году он принял монашеский постриг в Глинской пустыни, получив имя Феогност. В обители он вёл строгую подвижническую жизнь, сочетая молитву с трудом и послушанием. Его духовная зрелость, образованность и административные способности были замечены, и вскоре он был приглашён епископом Александром (Кульчицким) в Свято-Троицкий миссионерский монастырь на берегу озера Иссык-Куль. Монастырь был основан для распространения православия среди кочевых народов Туркестанского края. С 1905 года отец Феогност начал служение в новой обители, где вскоре был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. Его жизнь в монастыре была наполнена молитвой, миссионерской деятельностью и заботой о братии. Он стал благочинным, а затем исполняющим обязанности настоятеля, проявляя мудрость, терпение и духовную стойкость.

Служение в Иссык-Кульском монастыре

С 1906 года отец Феогност исполнял обязанности настоятеля Иссык-Кульского монастыря, где продолжал миссионерскую деятельность среди местного населения. Он заботился о духовном просвещении, строительстве храмов, организации богослужений и укреплении братии в вере. Его служение отличалось твёрдостью, кротостью и любовью к ближним. В 1913 году вместе с иеромонахом Серафимом и монахом Ираклием он начал строительство скита, который стал местом уединённой молитвы и духовного делания. В 1916 году, во время восстания киргизов, монастырь подвергся нападению. Местные жители потребовали от монахов передать ценности, угрожая расправой. Отец Феогност с частью братии ушёл в горы, а оставшиеся были жестоко убиты. Вернувшись, монахи похоронили убиенных в общей могиле. После этого трагического события отец Феогност переселился в город Верный (ныне Алматы), где продолжил служение в скиту на Мохнатой сопке. Его жизнь стала примером стойкости, мужества и верности Христу в условиях опасности и гонений. Он не оставил путь монашества, несмотря на угрозу смерти, и продолжал духовное делание с молитвой и смирением.

Жизнь в скиту и духовное делание

С 1916 года отец Феогност постоянно проживал в скиту, где вёл строгую монашескую жизнь. Он молился по ночам в пещере, трудился, наставлял братов и принимал мирян, нуждающихся в духовной поддержке. Его келия была скромной, жизнь – уединённой, а сердце – исполненным любви к Богу. Он не искал славы, не стремился к почестям, а служил в тишине, с молитвой и терпением. Его подвиг был скрыт от мира, но открыт для Бога. Он стал духовным наставником для многих, укрепляя их в вере и благочестии. Его жизнь в скиту была наполнена молитвой, постом и внутренним деланием. Он принимал страдания как путь к очищению, не роптал, а благодарил Бога за всё. Его подвиг стал живым свидетельством силы благодати, действующей в сердце человека, полностью преданного Христу. Он не прекращал служения даже в условиях нестабильности, революции и угрозы расправы. Его духовное делание стало основой будущего мученического венца, который он принял с кротостью и молитвой. Его жизнь в скиту была завершением пути, начатого в Глинской пустыни.

Мученическая кончина и погребение

Утром 11 августа 1921 года в скит прибыли вооружённые красноармейцы-грабители. Они ворвались в обитель, надеясь найти ценности. Иеромонах Серафим, стоявший на молитве, был убит выстрелом в спину. Отец Феогност, отдыхавший после ночной молитвы, лежал в келии с руками, скрещёнными на груди. В таком положении он и принял смерть – убийцы выстрелили ему в сердце. После расправы они обыскали скит, но не нашли ничего ценного и уехали. На следующий день прибыли милиционеры, осмотрели место и разрешили похоронить убиенных. Монахов завернули в мантии и без гробов предали земле. Отпевание совершил отец Анатолий (Смирнов), а сорокоуст служили во всех храмах города Верного, где убиенных монахов глубоко почитали. Их смерть стала духовным торжеством, знаком победы истины над злом. Отец Феогност завершил свой путь мученической кончиной, приняв смерть за Христа. Его погребение стало началом церковного почитания, а его жизнь – примером для будущих поколений верующих. Его смерть была не случайной, а предопределённой подвигом, который он нёс с молитвой и смирением.

Церковное прославление и духовное значение

Преподобномученик Феогност (Пивоваров) был прославлен Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в XX веке. День его памяти установлен на 11 августа (29 июля по старому стилю), когда Церковь молитвенно вспоминает его подвиг. Он также включён в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор Казахстанских святых. Его образ вдохновляет на мужество, верность и любовь к Богу. В храмах установлены иконы с его изображением, совершаются молебны и славления. Его имя вписано в месяцеслов, и его житие стало частью духовного наследия. Молитвы к нему возносятся с просьбами о помощи в борьбе с искушениями, укреплении веры и защите от зла. Его подвиг остаётся живым свидетельством силы благодати, действующей в сердце человека, полностью преданного Богу. Его жизнь и смерть напоминают о необходимости сохранять веру, несмотря на внешние обстоятельства. Он стал живым примером того, как даже в самых тяжёлых условиях возможно исполнить своё призвание до конца, с любовью, молитвой и верностью Христу.