Филумен Святогробец (Хасапис)


Филумен Святогробец (Хасапис)
Поминают:29 ноября
Именины:Филумен
Филумен Святогробец (Хасапис), икона_1 Филумен Святогробец (Хасапис), икона_2 Филумен Святогробец (Хасапис), икона_3 Филумен Святогробец (Хасапис), икона_4 Филумен Святогробец (Хасапис), икона_5

Рождение и монашеское призвание

Священномученик Филумен Святогробец, в миру Софоклис Хасапис, родился 15 октября 1913 года в Никосии, столице Кипра, в многодетной православной семье. С раннего возраста он проявлял глубокую религиозность и стремление к духовной жизни. В возрасте 14 лет он вместе со своим братом Александром поступил в монастырь Ставровуни, основанный, по преданию, святой царицей Еленой. Там он начал своё монашеское послушание, погружаясь в молитву, пост и изучение Священного Писания. В 1934 году братья переехали в Иерусалим, где поступили в Святогробскую гимназию. В 1937 году они приняли монашеский постриг с именами Филумен и Елпидиос. Уже в сентябре того же года Филумен был рукоположен во иеродиакона, а в 1944 году – в иеромонаха. Его монашеский путь был отмечен глубокой преданностью Христу, строгой аскезой и готовностью к служению. Он стал членом Святогробского братства, посвятив свою жизнь охране и служению святым местам Иерусалима. Его духовное становление происходило в условиях сложной политической обстановки, что требовало мужества и твёрдости веры.

Служение на Святой Земле

После окончания семинарии в 1939 году отец Филумен нёс различные послушания в Иерусалимской Православной Церкви. Он служил в монастыре святого Саввы Освященного, в Вифлееме, в обителях апостолов и других святых местах. Его служение отличалось особым благоговением, любовью к богослужению и вниманием к паломникам. Он был известен как человек молитвы, строгого поста и духовной рассудительности. В 1979 году он был назначен настоятелем монастыря при Колодце Иакова в Наблусе (древний Сихем), одном из самых почитаемых мест Святой Земли. Здесь, по преданию, Иаков выкопал колодец, у которого Христос беседовал с самарянкой. Отец Филумен с особым благоговением относился к этому святому месту, заботился о храме, принимал паломников, совершал богослужения и вёл строгую монашескую жизнь. Его служение проходило в условиях напряжённой политической обстановки, среди враждебно настроенного окружения, что требовало от него постоянной бдительности, терпения и духовной стойкости. Он не покидал обитель, несмотря на угрозы и давление.

Противостояние и угрозы

Служение отца Филумена в Наблусе сопровождалось постоянными трудностями. Колодец Иакова находился в районе, где усиливались антиизраильские и антиправославные настроения. Некоторые радикально настроенные местные жители неоднократно выражали недовольство присутствием православного монаха в этом святом месте. Отец Филумен получал угрозы, его просили покинуть монастырь, но он неизменно отказывался, считая своим долгом охранять святыню и продолжать служение. Он не искал конфликта, но твёрдо стоял на страже веры и церковного присутствия. Его стойкость вызывала уважение у одних и ненависть у других. Он понимал опасность, но не покидал обитель, продолжая совершать богослужения и принимать паломников. Его духовная решимость и готовность к жертве стали очевидны для всех, кто его знал. Он не имел охраны, жил в уединении, питался скромно, проводил дни в молитве и труде. Его присутствие в монастыре воспринималось как вызов тем, кто стремился изгнать христиан с этих земель. Он стал символом верности и мужества, несломленного духа и любви к Богу.

Мученическая кончина

29 ноября 1979 года отец Филумен был жестоко убит в монастыре при Колодце Иакова. Нападавший, душевнобольной иудейский фанатик, ворвался в обитель, разрушил иконы, осквернил святыню и нанёс отцу Филумену множество ударов топором. Монах скончался от полученных ран, приняв мученическую смерть за Христа. Его тело было найдено в алтаре, рядом с разрушенным престолом. Это преступление потрясло православный мир, вызвав волну скорби и молитвенной памяти. Его смерть стала символом страданий Церкви на Святой Земле, свидетельством верности до конца. Несмотря на жестокость убийства, отец Филумен не проклинал своих гонителей, а до последнего момента сохранял молитвенное состояние. Его мученическая кончина была воспринята как жертва за веру, за сохранение святынь и за любовь ко Христу. Он стал новым исповедником, пострадавшим в XX веке, и его имя было вписано в сонм новомучеников. Его смерть не стала концом, но началом нового духовного присутствия, укрепляющего верующих и вдохновляющего на стойкость в вере и молитве.

Канонизация и духовное наследие

Священномученик Филумен Святогробец был канонизирован Иерусалимской Православной Церковью 11 сентября 2009 года. День его памяти установлен на 29 ноября (16 ноября по юлианскому календарю). Его мощи были перенесены в храм святой Фотинии Самарянки в Наблусе, где он служил и пострадал. Его образ почитается в иконографии, его имя включено в церковные диптихи, а его житие стало известно во многих православных странах. Он стал символом верности, мужества и любви к Богу в условиях враждебного окружения. Его подвиг вдохновляет монахов, священников и мирян на служение, на духовное делание и укрепление веры. Его наследие живёт в молитвах, богослужениях, проповедях и духовной памяти. Он напоминает о необходимости сохранять веру, не поддаваться страху и быть готовыми к жертве ради истины. Его жизнь и смерть свидетельствуют о победе духа над насилием, о силе благодати и о том, что святость возможна в любых обстоятельствах. Он стал частью духовной истории Церкви, примером исповедничества и любви ко Христу на Святой Земле.