Ранние годы и путь к монашеству
Преподобномученик Герасим (Сухов), память которого совершается 2 декабря, в миру Герасим Федотович Сухов, родился 25 января 1866 года в селе Чернышёво Чембарского уезда Пензенской губернии в крестьянской семье. С детства он воспитывался в духе православной веры, проявлял усердие в труде и стремление к духовной жизни. В 1893 году он поступил послушником в монастырь, название которого не сохранилось в следственных материалах. Здесь он прошёл путь духовного становления, отличаясь кротостью, смирением и молитвенным настроем. В монастыре он был пострижен в монашество, а около 1908 года рукоположен во иеромонаха. Его служение сочетало пастырскую заботу, внутреннее делание и стремление к святости. Он подвизался в обители до её закрытия в 1920 году, после чего продолжил служение в условиях гонений. Его монашеский путь был наполнен терпением, молитвой и верностью Христу. Он не искал славы, не стремился к почестям, а служил в тишине, с любовью к Богу и ближним. Его ранние годы стали основой будущего исповеднического подвига, завершившегося мученической кончиной в годы репрессий.
Служение в условиях гонений
После закрытия монастыря в 1920 году отец Герасим продолжил служение в миру, несмотря на усиливающиеся гонения на Церковь. Он не отступал от пастырского долга, совершал богослужения, поддерживал верующих и укреплял их в вере. Его деятельность вызывала тревогу у властей, стремившихся искоренить духовную жизнь. В 1936 году, в возрасте 70 лет, он был арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной группе» и приговорён к пяти годам ссылки. Его отправили в село Бородулиха Семипалатинской области Казахстана, где он оказался в окружении других ссыльных священнослужителей. Несмотря на тяжёлые условия, он продолжал пастырское служение, проводил богослужения, утешал страдающих и молился за всех. Его жизнь в ссылке стала продолжением духовного подвига, начатого в монастыре. Он не жаловался, не роптал, а принимал страдания как крест, данный ему Богом. Его стойкость, смирение и любовь к Богу стали живым свидетельством силы благодати, действующей в сердце человека, полностью преданного Христу. Его служение в ссылке стало актом исповедничества, примером мужества и верности Церкви.
Арест в ссылке и обвинения
22 ноября 1937 года отец Герасим был вновь арестован органами НКВД, на этот раз уже в ссылке. Ему предъявили обвинения в «проведении религиозных обрядов и нелегальных собраний» и «антисоветской агитации против коллективизации». Эти обвинения легли в основу дела, известного как «Дело Дмитрия Куклина и других». Следствие велось с грубыми нарушениями, без доказательств и с применением давления. Отец Герасим не признал вину, отказался от показаний против других и твёрдо исповедовал свою веру. Его защита не имела значения для следователей, стремившихся к скорейшему вынесению приговора. 27 ноября 1937 года он был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Его арест и обвинения стали частью масштабной кампании по уничтожению духовенства и активных мирян. Он не искал утешения, не стремился к облегчению участи, а продолжал путь страдания, считая его путём спасения. Его жизнь в заключении стала примером духовной силы, стойкости и верности Христу до конца. Он принял обвинения с молитвой, не отступив от истины и не предав веру.
Мученическая кончина и погребение
2 декабря 1937 года преподобномученик Герасим (Сухов) был расстрелян в городе Семипалатинске, завершив свой земной путь мученической смертью. Его казнь была совершена тайно, без суда и следствия, как часть репрессивной политики, направленной против духовенства. Его тело было погребено в безвестной общей могиле, как и тысячи других исповедников, пострадавших за веру. Несмотря на отсутствие внешних почестей, его смерть стала духовным торжеством, знаком победы истины над ложью и злом. Он умер как исповедник, не предав веру, сохранив духовную чистоту и преданность Христу. Его мученическая смерть была признана Церковью как свидетельство благодати Божией, действующей в сердце человека, полностью преданного Богу. Его подвиг стал частью духовного наследия, укрепляющего веру и вдохновляющего на стойкость. Его имя вошло в сонм новомучеников, память которых чтится с благоговением и любовью. Его погребение стало началом церковного почитания, а его жизнь – примером для будущих поколений верующих. Его смерть стала венцом духовного подвига, начатого в монастыре и завершённого в страдании.
Церковное прославление и духовное значение
Преподобномученик Герасим (Сухов) был прославлен Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 27 декабря 2000 года. День его памяти установлен на 2 декабря (19 ноября по старому стилю), когда Церковь молитвенно вспоминает его подвиг. Он также включён в Собор новомучеников и исповедников Казахстанских, и его имя вписано в месяцеслов. В этот день совершаются богослужения, читается его житие, возносятся молитвы о его заступничестве. Он почитается как покровитель пастырей, исповедников и всех, кто находится в духовных испытаниях. Его образ вдохновляет на мужество, верность и любовь к Богу. В храмах установлены иконы с его изображением, совершаются молебны и славления. Его подвиг остаётся живым свидетельством силы благодати, действующей в сердце человека, полностью преданного Богу. Его жизнь и смерть напоминают о необходимости сохранять веру, несмотря на внешние обстоятельства. Он стал живым примером того, как даже в самых тяжёлых условиях возможно исполнить своё призвание до конца, с любовью, молитвой и верностью Христу.

