Ранние годы и семья
Преподобномученик Илия, в миру Илья Иванович Вятлин, родился 24 февраля 1867 года в селе Каринское Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Ивана Вятлина. Родители воспитали его в духе православной веры и благочестия, что стало основой его дальнейшей жизни. С юности он отличался трудолюбием и кротостью, помогал семье и участвовал в приходской жизни. В зрелом возрасте Илья женился, и в 1892 году у него родился сын Павел. Работал он ткачом на фабрике в городе Александрове, совмещая труд с прислуживанием в храме. Его жизнь была простой и скромной, но наполненной верой и стремлением к духовному совершенству. Семейное счастье оказалось недолгим: вскоре он овдовел, и это событие стало переломным моментом, подтолкнувшим его к монашескому пути. Потеря супруги укрепила его решимость посвятить себя Богу и оставить мирскую жизнь ради служения в обители, где он мог бы полностью отдаться молитве и духовному подвигу.
Поступление в монастырь
В 1920 году Илья Иванович поступил в Лукианову Рождества Богородицы пустынь, находившуюся неподалёку от города Александрова. Здесь он был пострижен в монашество с именем Илия. В монастыре он проявил себя как смиренный и усердный инок, для которого вопросы спасения души, молитвы и веры стояли на первом месте. Несмотря на тяжёлое время, когда в стране происходили революционные потрясения и начались гонения на Церковь, он не отступил от своего выбора. В 1922 году он был рукоположен в иеромонаха и продолжил своё служение в монастыре и окрестных приходах. Его жизнь в обители была наполнена молитвой, постом и трудами, а также заботой о братии и прихожанах. Он снискал уважение как среди монахов, так и среди мирян, которые видели в нём духовного наставника и утешителя. Его служение стало продолжением традиции монашеского подвига, когда личная жертва и смирение становились примером для окружающих.
Служение в годы гонений
В 1930-е годы гонения на Церковь усилились, и многие монастыри были закрыты. В 1932 году Лукианова пустынь была разорена властями, и отец Илия вынужден был покинуть обитель. Он продолжил служение в храмах города Александрова, где окормлял паству и совершал богослужения. Однако летом 1937 года все храмы в Александрове были закрыты, и священники подверглись арестам. Отец Илия, которому тогда исполнилось 70 лет, избежал ареста из-за преклонного возраста, но остался без постоянного места служения. Он поселился в селе Еремеево Истринского района Московской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Несмотря на угрозы и постоянное давление со стороны властей, он продолжал совершать богослужения и поддерживать верующих. Его жизнь в этот период стала свидетельством стойкости и верности Христу, когда даже в условиях жестоких гонений он не оставил своего пастырского служения.
Арест и мученическая кончина
В феврале 1938 года местный оперуполномоченный НКВД составил рапорт с ходатайством об аресте иеромонаха Илии Вятлина «как отъявленного церковника». Вскоре он был арестован и заключён в тюрьму. На допросах от него требовали признаний в «контрреволюционной деятельности», но он не признал за собой вины и не отрёкся от веры. Его обвинения были построены на ложных доносах и сфабрикованных материалах, как это часто происходило в годы массовых репрессий. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, он перенёс все испытания с твёрдостью духа. В марте 1938 года тройка НКВД вынесла ему смертный приговор. 5 апреля 1938 года приговор был приведён в исполнение: преподобномученик Илия был расстрелян и погребён в безвестной могиле. Его смерть стала свидетельством верности Христу до конца и примером стойкости в условиях жестоких гонений, когда даже старость не становилась защитой от репрессий.
Память и почитание
Преподобномученик Илия (Вятлин) был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Юбилейным Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Его память совершается 5 апреля, в день его мученической кончины. В этот день верующие вспоминают его подвиг, молятся о его заступничестве и обращаются к нему как к примеру стойкости и верности Христу. Его имя включено в месяцеслов и в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. В иконографии он изображается в монашеском облачении, с крестом в руках, как свидетель своей веры и мученической кончины. Его подвиг особенно почитается в местах, связанных с его жизнью и служением – в Александрове, Владимирской области и в Московской епархии. День его памяти напоминает верующим о цене верности Христу и о том, что даже в самые тяжёлые времена Церковь сохраняла своих исповедников, чья кровь стала основанием для духовного возрождения и укрепления веры.

