Исмаил Базилевский


Исмаил Базилевский
Поминают:17 ноября
Именины:Исмаил

Рождение и духовное становление

Священномученик Исмаил Николаевич Базилевский родился 7 июля 1881 года в селе Ново-Макаровка Новохопёрского уезда Воронежской губернии в семье псаломщика Николая Васильевича Базилевского. В семье было семеро детей, и с раннего возраста Исмаил воспитывался в духе православной веры, благоговения и трудолюбия. В 1897 году он окончил Воронежское духовное училище и четыре класса духовной семинарии, после чего начал трудиться псаломщиком в Покровском храме села Нижне-Покровского. С 1901 по 1909 год он служил учителем сельской школы, проявляя заботу о духовном и нравственном воспитании детей. Некоторое время работал управляющим у помещика Резникова, где также сохранял верность христианским принципам. Его путь к священству был постепенным, наполненным служением и внутренним стремлением к Богу. Он вступил в брак с Анной Николаевной, в семье родились двое детей. Его рождение в благочестивой семье и раннее посвящение церковному делу стали основой для жизни, наполненной молитвой, пастырской заботой и духовной стойкостью. День его памяти установлен на 17 ноября – день мученической кончины, когда Церковь вспоминает его страдание за Христа.

Священническое служение и пастырская ревность

7 марта 1915 года Исмаил Базилевский был рукоположен в сан диакона к Троицкой церкви села Васильевки Бобровского уезда, а 18 марта того же года – во иерея. Его пастырское служение началось в селе Отскочное Липецкой области, где он служил до 1923 года, а затем – в селе Скорняково Воронежской области до 1930 года. Он проявлял себя как ревностный пастырь, заботился о духовной жизни прихожан, проводил богослужения, исповедовал, наставлял в вере и укреплял в испытаниях. Его проповедь была проникнута любовью ко Христу, пастырской мудростью и внутренней силой. Он воспринимал своё служение как путь ко спасению, как возможность засвидетельствовать истину. Его поведение стало примером стойкости, честности и духовной зрелости. Он укреплял церковное единство, вдохновлял на молитву и сохранял православную традицию. Его служение было особенно важным в условиях нарастающего давления со стороны властей, стремившихся ограничить влияние Церкви. Он остался верен Христу, несмотря на угрозы, сохраняя чистоту веры и пастырскую доблесть.

Гонения и арест

В 1930 году церковь в селе Скорняково была закрыта, и отец Исмаил переехал в Воронеж, где продолжал служение в условиях подполья. Он проживал на улице Первомайской, сохранял молитвенное правило, принимал верующих, совершал таинства и укреплял паству. В условиях жестоких гонений на Церковь его деятельность привлекла внимание органов НКВД. В 1941 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, что фактически означало преследование за веру и пастырское служение. Его допрашивали, требовали признания вины, склоняли к отказу от священнической деятельности, но он отказался отречься от Христа. Он воспринимал происходящее как путь ко спасению, как возможность засвидетельствовать истину. Его поведение стало примером стойкости, честности и духовной зрелости. Он укреплял веру, вдохновлял на служение и сохранял чистоту церковного духа. Его арест стал кульминацией многолетнего духовного становления, завершившегося исповедническим подвигом. Он остался верен Христу до конца, укрепляя других своим примером.

Мученическая кончина

После ареста отец Исмаил Базилевский был заключён в тюрьму, где перенёс тяжёлые условия, допросы и унижения. Несмотря на страдания, он сохранял молитвенное настроение, не отрёкся от веры, не предал ближних, а остался верен Христу. 17 ноября 1941 года он был расстрелян, приняв мученическую смерть за исповедание православной веры. Его смерть была не поражением, а торжеством духа, свидетельством победы веры над страхом и насилием. Он завершил путь как исповедник, оставив светлый след в истории Русской Православной Церкви. Его мученическая кончина стала венцом жизни, исполненной служения, молитвы и любви ко Христу. Он стал частью великого сонма новомучеников, укрепивших веру и вдохновивших множество христиан на подвиг исповедания. Его страдание стало живым свидетельством духовной силы и верности, а его имя – символом пастырской доблести. Он завершил путь как мученик, укрепив веру в Воронеже и за его пределами. Его смерть стала духовным торжеством, подтверждением его святости и благоволения Божия.

Канонизация и церковное почитание

Священномученик Исмаил Базилевский был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Его имя было внесено в церковный календарь, а день памяти установлен на 17 ноября. Он изображается на иконах как священник с кротким лицом, в момент молитвы или страдания. Его житие стало частью церковной традиции, вдохновляющей верующих на путь праведности, молитвы и духовной глубины. Он почитается как покровитель пастырей, исповедников, тех, кто стремится к духовной чистоте и внутренней целостности. Его подвиг укрепляет церковное единство, вдохновляет на служение и напоминает о цене исповедания. Он остаётся живым примером того, как человек может соединить смирение, веру и добровольное страдание. Его духовное наследие живо в сердцах верующих, а его имя – в молитвах тех, кто ищет утешения, наставления и укрепления в вере. Он стал частью великой традиции святости, укрепляющей Церковь и направляющей души к спасению.