Ранние годы и семья
Преподобноисповедник Максим, в миру Мефодий Григорьевич Попов, родился 17 июня 1876 года в селе Большой Сурмет Бугурусланского уезда Самарской губернии в семье зажиточного мордовского крестьянина Григория Степановича Попова. Его отец был попечителем строящегося в селе храма во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, и в семье строго соблюдались церковные традиции. Родители воспитали пятерых детей в духе благочестия и верности православной вере. Все дети получили образование в церковно-приходской школе при местном храме. Два сына, Николай и Мефодий, стали священнослужителями, а дочери Матрона и Евдокия приняли монашеский постриг во Владимирском Каменском монастыре Уфимской епархии. В 1900 году Мефодий женился на крестьянке Елене Тимофеевне Поляковой, и в их семье родилось шестеро детей. С ранних лет он проявлял стремление к духовной жизни, соединяя трудолюбие с молитвой и заботой о ближних. Его юность и зрелые годы прошли в атмосфере крепкой веры и церковного служения, что подготовило его к будущему подвигу исповедничества.
Путь к монашеству
До принятия монашества Мефодий Попов вел жизнь сельского священнослужителя, сочетая пастырское служение с заботой о семье. Он был известен как человек честный, трудолюбивый и глубоко верующий. В 1926 году, после смерти супруги, он принял монашеский постриг с именем Максим и вскоре был рукоположен в иеромонаха. Его духовный путь был связан с Сергиевским монастырем под Белебеем, где он нес послушания и служил братии. После закрытия обители он продолжил пастырское служение в селе Рябаш, где возродил духовную жизнь прихода, несмотря на усиливающееся давление со стороны властей. Его проповеди и личный пример укрепляли верующих, вдохновляя их сохранять верность Церкви в условиях гонений. Он стал духовным наставником для многих, показывая, что даже в тяжелые времена можно оставаться верным Христу. Его монашеский путь был отмечен смирением, молитвой и готовностью к жертве, что сделало его фигуру особенно значимой в истории новомучеников.
Гонения и арест
В годы советских гонений на Церковь иеромонах Максим оказался в числе тех, кто открыто исповедовал веру и продолжал служение, несмотря на угрозы. В 1931 году он был арестован по обвинению в организации церковной жизни и отказе отречься от веры. Его обвиняли в том, что он собирал верующих, совершал богослужения и укреплял народ в православии. На допросах он держался стойко, не признавая за собой вины и не соглашаясь на компромиссы. Его арест стал тяжелым испытанием для семьи и прихожан, но сам он воспринимал его как крест, который должен нести ради Христа. После суда его приговорили к пяти годам ссылки в Архангельскую область. Несмотря на суровые условия, он продолжал молиться, поддерживать других заключенных и оставался верен своему пастырскому долгу. Его стойкость и мужество стали примером для многих верующих, которые видели в нем истинного исповедника веры.
Ссылка и последние годы
Свою ссылку иеромонах Максим отбывал в деревне Наволоки Холмогорского района Архангельской области. Условия жизни там были крайне тяжелыми: холодный климат, скудное питание, тяжелый труд и постоянный надзор. Несмотря на это, он сохранял дух молитвы и внутреннего мира. Его вера и смирение помогали ему переносить страдания, а его пример укреплял других ссыльных. Он продолжал совершать тайные молитвы, наставлял верующих и поддерживал их в испытаниях. В 1934 году, после трех лет ссылки, он скончался, завершив свой земной путь мученическим исповедничеством. Его смерть стала свидетельством верности Христу до конца и примером стойкости в условиях гонений. Для современников он остался образом истинного пастыря, который не изменил своей вере и не отказался от служения даже перед лицом смерти. Его последние годы стали венцом его духовного подвига, который был отмечен смирением, терпением и любовью к Богу.
Память и почитание
Преподобноисповедник Максим Попов был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году в лике новомучеников и исповедников Российских. Его память совершается 30 июня, а также в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, празднуемого в первое воскресенье после 25 января (7 февраля по новому стилю). В иконографии он изображается в монашеском одеянии, с крестом в руках, как символом его исповедничества и стойкости. Его житие напоминает верующим о необходимости сохранять верность Христу в любых обстоятельствах и быть готовыми к жертве ради веры. Для современных христиан он является примером мужества, смирения и духовной силы, вдохновляющим на сохранение веры в условиях испытаний. Его подвиг продолжает жить в Церкви, укрепляя верующих и свидетельствуя о силе Христовой истины, которая побеждает даже самые жестокие гонения. Память о нем чтится как о святом, который своей жизнью и смертью засвидетельствовал непоколебимую преданность Богу.

