Ранние годы и духовное становление
Священномученик Никита (в миру Фёдор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. С юных лет он воспитывался в духе православной веры, получил начальное образование в духовном училище, а затем окончил Владимирскую духовную семинарию в 1897 году. Его путь был предопределён служением Церкви: он стал преподавателем Закона Божия в Южском училище Вязниковского уезда. В 1898 году он вступил в брак с Антониной Николаевной Флоринской, дочерью протоиерея, и вскоре был рукоположен в сан священника. Его первое служение проходило в Николаевском женском монастыре города Переславля. Уже в эти годы он проявил себя как ревностный пастырь, заботящийся о духовном просвещении, активно участвовал в церковной и образовательной жизни. Он преподавал в церковных школах, возглавлял ревизионные и педагогические комитеты, был известен как человек высокой нравственности и преданности своему делу. Его духовное становление проходило в атмосфере служения, молитвы и постоянного труда, что подготовило его к будущему архиерейскому служению и мученическому подвигу.
Пастырское служение и монашеский путь
После ухода жены в 1907 году отец Фёдор принял решение посвятить себя исключительно духовному служению. Он поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия. В том же году он принял монашество с именем Никита и был возведён в сан архимандрита. Его монашеский путь был отмечен строгой аскезой, молитвенным деланием и богословской деятельностью. Он преподавал в духовных школах, участвовал в миссионерской работе, был редактором духовных изданий. В 1913 году он был назначен ректором Воронежской духовной семинарии, а в 1914 году хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. Его служение в Орехово-Зуеве проходило в условиях нарастающих революционных потрясений. Он активно окормлял паству, выступал с проповедями, защищал Церковь от нападок безбожников. Его слово было твёрдым, но исполненным любви и пастырской заботы. Он не боялся открыто говорить о Христе, обличать зло и призывать к покаянию. Его монашеский и архиерейский путь стал подготовкой к кресту исповедничества, который он принял с достоинством и верой.
Гонения и арест
После революции 1917 года начались массовые гонения на Русскую Православную Церковь. Епископ Никита оказался в числе тех архиереев, кто не пошёл на компромисс с новой властью. Он продолжал служение, несмотря на угрозы, закрытие храмов и аресты духовенства. В 1918 году он был впервые арестован, но вскоре освобождён. Однако в 1920-х годах его вновь арестовывали по обвинениям в контрреволюционной деятельности, антисоветской агитации и сопротивлении обновленчеству. Он провёл несколько лет в заключении, в том числе в Соловецком лагере, где продолжал пастырское служение среди заключённых. Его поведение в тюрьме отличалось мужеством, смирением и духовной стойкостью. Он поддерживал других узников, молился, исповедовал, совершал тайные богослужения. После освобождения он был вновь назначен на викарные кафедры, но вскоре снова арестован. Его жизнь превратилась в череду ссылок, допросов и заключений. Несмотря на это, он не отрёкся от сана, не предал веру, не прекратил служение. Его аресты стали этапами его духовного восхождения, а страдания – частью его исповеднического подвига.
Последний арест и мученическая кончина
В 1937 году, в разгар сталинских репрессий, епископ Никита был вновь арестован органами НКВД. Его обвинили в участии в «церковно-монархической контрреволюционной организации», в распространении антисоветской пропаганды и связях с зарубежными церковными кругами. Следствие проходило в условиях жестоких допросов, давления и фальсификаций. Несмотря на пытки и угрозы, он не признал вины, не подписал ложных показаний и не выдал никого из духовенства. Его стойкость вызывала уважение даже у следователей. 19 ноября 1937 года он был приговорён к расстрелу и в тот же день казнён в Бутово под Москвой. Его тело было захоронено в общей безымянной могиле, как и тысячи других жертв репрессий. Его смерть стала завершением пути исповедника, который не отступил от Христа даже перед лицом смерти. Он принял мученический венец с молитвой и верой, став одним из многочисленных новомучеников Русской Церкви. Его кончина была не поражением, а победой духа над злом, свидетельством силы веры и любви к Богу, которую не смогли сломить ни тюрьмы, ни пытки, ни смерть.
Канонизация и церковное почитание
Священномученик Никита (Делекторский) был канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе в числе Собора новомучеников и исповедников Российских. Его имя было внесено в церковные календари, а день памяти установлен на 19 ноября – день его мученической кончины. Его житие стало известно широкой церковной общественности, были написаны акафисты, тропари, составлены службы. Его образ изображается в архиерейском облачении с крестом и свитком, символизирующими его пастырское служение и исповедничество. Его память особенно чтится в Орехово-Зуеве, где он служил, и в Покрове, где он родился. В храмах совершаются богослужения, читаются его житие и проповеди, возносятся молитвы. Он стал покровителем пастырей, заключённых, всех, кто страдает за веру. Его подвиг вдохновляет на стойкость, мужество и верность Христу. Его имя стало символом духовной силы, любви к Богу и готовности к жертве. Он остаётся живым примером для всех поколений верующих, особенно в условиях испытаний, когда требуется твёрдость духа и преданность истине.

