Ранние годы и приход в монастырь
Преподобный Никон Печерский родился в XI веке, точная дата его рождения неизвестна. Он пришёл в Киево-Печерский монастырь уже иноком и иереем, то есть был пострижен в монашество и имел священнический сан до вступления в обитель. По благословению преподобного Антония, основателя монастыря, Никон начал постригать новых иноков, среди которых были знатные люди, такие как казначей великокняжеского двора Ефрем и боярин Варлаам Вышатин. Это вызвало недовольство князя Изяслава, который считал, что монастырь вмешивается в дела знати. В 1054 году князь послал воинов, чтобы разогнать иноков, и Никон вместе с иноком Миной покинул монастырь в поисках уединённого места для духовной жизни. Это стало началом его миссии в Тмутаракани, где он сыграл важную роль в основании новой обители.
Основание монастыря в Тмутаракани
Покинув Киев, Никон отправился на юг и достиг побережья Азовского моря, где нашёл уединённое место близ Тмутаракани (ныне Тамань). Здесь он основал храм во имя Пресвятой Богородицы и монастырь, который по словам преподобного Нестора Летописца, сохранял сходство с Киево-Печерской обителью. Местные жители – таманцы – глубоко уважали Никона за его духовную силу и мудрость. В 1065 году, после убийства князя Ростислава, таманцы обратились к Никону с просьбой быть их послом в Чернигове, чтобы пригласить сына князя Святослава – Глеба – на княжение. Никон согласился, успешно выполнил миссию и вернулся в Тмутаракань с князем Глебом. Его авторитет в регионе укрепился, а монастырь стал духовным центром. Это событие подчеркнуло его значимость не только как монаха, но и как посредника в политических делах, что было редкостью для духовных лиц того времени.
Возвращение в Киев и отношения с Феодосием
После выполнения миссии в Чернигове Никон посетил Киево-Печерскую лавру, где его с радостью встретил игумен Феодосий, ранее постриженный самим Никоном. Их встреча была трогательной: они пали друг другу в ноги, обнялись и плакали от радости. Феодосий просил Никона остаться в обители, но тот пообещал вернуться после завершения дел в Тмутаракани. В 1068 году, когда в Киеве начались политические смуты, Никон вновь удалился на юг. Однако после убийства князя Романа Олегом Черниговским, Никон в 1088 году окончательно вернулся в Киево-Печерскую лавру. Братия, зная о его духовной силе и уважении со стороны Феодосия, избрали его игуменом. Он стал наставником и духовным отцом для многих иноков, продолжая традиции, заложенные Антонием и Феодосием. Его деятельность в Киеве была направлена на укрепление монастырской жизни и духовного воспитания братии.
Последние годы и духовное наследие
В последние годы жизни Никон продолжал служение в Киево-Печерской лавре, занимаясь переплетом книг, наставлением братии и поддержанием монастырского порядка. Его отношения с Феодосием были примером христианской любви и простоты: когда Феодосий отлучался, он поручал братоведение Никону, а сам помогал ему в переплете книг, пряжа нитки для переплёта. Никон стал живым воплощением духовной преемственности, соединяя в себе черты строгого наставника и доброго отца. Он умер 23 марта 1088 года, а день его памяти установлен на 5 апреля по новому стилю. Также его поминают 22 сентября и 28 сентября в соборах Тульских и Печерских святых. Его мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Никон оставил после себя не только монастырь в Тмутаракани, но и духовное наследие, которое продолжали его ученики и последователи, укрепляя православную традицию на Руси.
Значение и почитание
Преподобный Никон Печерский почитается в Русской православной церкви как один из великих подвижников XI века. Его жизнь стала примером духовной стойкости, любви к уединению и служению ближним. Он сыграл важную роль в распространении монашества, основал обитель в Тмутаракани, укрепил Киево-Печерскую лавру и стал наставником для многих иноков. Его память чтится 5 апреля, как день его духовного подвига и ухода ко Господу. Никон был не только монахом, но и посредником в политических делах, что говорит о его авторитете и уважении среди князей. Его житие показывает, как духовная сила может сочетаться с мудростью, решительностью и любовью к людям. Он оставил после себя не только монастыри, но и образец христианской жизни, который вдохновляет верующих и по сей день. Его имя включено в соборы святых, а память о нём сохраняется в церковных службах, иконах и преданиях.

