Стефан Немков


Стефан Немков
Поминают:9 сентября
Именины:Степан(Стефан)

Ранние годы и пастырское служение

Священномученик Стефан Михайлович Немков, память которого совершается 9 сентября, родился 17 (29) декабря 1882 года в семье священника в Курмышском уезде Симбирской губернии. В 16 лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию, которую окончил в 1904 году. Сначала он был назначен учителем закона Божьего в церковно-приходской школе при Жадовской Богородице-Казанской пустыни, затем псаломщиком в Никольской церкви села Медяны. В 1906 году он был рукоположён во диакона, а весной 1907 года – во священника Троицкого храма села Деяново. Здесь он служил до самой кончины, совмещая пастырское служение с преподаванием в земской школе. Отец Стефан был известен своей добротой, кротостью и духовной стойкостью. Его прихожане глубоко уважали его, а храм стал центром духовной жизни села. Он не только совершал богослужения, но и активно участвовал в жизни общины, помогал бедным, наставлял молодёжь и укреплял веру в народе. Его служение было проникнуто любовью к Богу и ближним, а его жизнь – примером христианского подвига в мирное время, предшествовавшее трагическим событиям 1918 года.

Обострение ситуации и угроза расправы

Летом 1918 года в Курмышском уезде начались волнения, вызванные недовольством крестьян политикой большевиков. В ответ на это в село Деяново прибыл карательный отряд под командованием Гарина, состоявший из латышских красноармейцев. Хотя в селе не было участников восстания, отряд начал искать жертв среди местного населения. За день до ареста к отцу Стефану пришли двое красноармейцев, предупредив его о возможной расправе и советуя скрыться. Священник, приняв их с любовью и накормив, отказался бежать. Он указал на пятиглавый храм Святой Троицы и сказал: «Вон, видите – Троица. Я от неё никуда не пойду. Господь наш Иисус Христос не прятался и не скрывался, и я не буду». Его слова стали выражением глубокой веры и готовности принять страдания за Христа. К вечеру того же дня он был арестован вместе с восемнадцатью прихожанами. Матушка Анна собрала ему котомку в дорогу, но он отказался взять что-либо, полностью предав себя воле Божией. Арестованных отвели в здание школы, где начались жестокие избиения и издевательства, особенно над священником, которого перед казнью остригли и унижали.

Мученическая казнь и страдания

В воскресенье после полудня, 9 сентября 1918 года, арестованных вывели из села и повели в сторону Мальцева. Дойдя до оврага, палачи приказали им выстроиться в ряд. Восемнадцать крестьян были расстреляны из пулемёта, а отца Стефана казнили отдельно – выстрелом в голову. Однако он не умер сразу, и убийца добил его штыком. Все страстотерпцы были похоронены в общих могилах, кроме священника, которого предали земле отдельно, в центре кладбища. Его смерть стала символом верности Христу и духовной стойкости. На третий день Евгения Фёдоровна Хорина собрала девушек, и они пошли на место расстрела, чтобы собрать мученическую кровь и частицы тел. Всё найденное было сложено в короб, который они предали земле в вырытой яме. Позже на этом месте был установлен крест, и стали совершаться панихиды. Казнь отца Стефана и его прихожан потрясла местное население, став актом открытого гонения на Церковь. Его страдания были приняты с молитвой и смирением, а его подвиг стал живым свидетельством силы благодати, действующей в сердце человека, полностью преданного Богу.

Последствия и память в народе

После расстрела священника и прихожан село Деяново долго хранило память о мучениках. Местные жители тайно приходили к месту казни, молились, приносили цветы и зажигали свечи. Панихиды совершались у креста, установленного на месте убиения. Начальник карательного отряда Гарин вскоре был убит своими же подчинёнными, что воспринималось как знак Божьего суда. Жизнь и смерть отца Стефана стали духовным ориентиром для верующих, укрепляя их в вере и благочестии. Его подвиг передавался из уст в уста, а его образ сохранялся в сердцах людей. Он стал символом стойкости, мужества и любви к Богу. Его мученическая кончина была воспринята как жертва за народ, за Церковь, за истину. Его имя стало известно далеко за пределами родного уезда, а его житие – частью духовного наследия Русской Православной Церкви. Память о нём сохранялась даже в годы гонений, когда открытое почитание было невозможно. Его подвиг вдохновлял священников и мирян, напоминая о необходимости сохранять веру, несмотря на внешние обстоятельства и угрозу смерти.

Церковное прославление и духовное значение

В 2000 году священномученик Стефан Немков был прославлен Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских. Его день памяти установлен на 9 сентября, когда Церковь молитвенно вспоминает его подвиг и страдания восемнадцати мучеников, погибших вместе с ним. Он также включён в Собор святых земли Симбирской и Нижегородской. Его образ вдохновляет на мужество, верность и любовь к Богу. В храмах установлены иконы с его изображением, совершаются молебны и славления. Его имя вписано в месяцеслов, а его житие стало частью духовного наследия. Молитвы к нему возносятся с просьбами о помощи в борьбе с грехом, укреплении веры и защите от зла. Его подвиг остаётся живым свидетельством силы благодати, действующей в сердце человека, полностью преданного Богу. Он напоминает, что истинная святость проявляется в любви, смирении и служении ближним. Его жизнь – это путь от пастырского служения к мученической кончине, от земного страдания к небесной славе. Его память продолжает жить в сердцах верующих, укрепляя их в вере и благочестии.