Ранние годы и путь к монашеству
Преподобномученик Викентий (в миру Виктор Александрович Никольский) родился в 1888 году в Санкт-Петербурге в семье служащего Министерства финансов. С детства он отличался слабым здоровьем и склонностью к уединённой жизни. Его духовное становление происходило в атмосфере православной веры и стремления к внутреннему деланию. В 1913 году Виктор поступил послушником в Оптину пустынь, где нёс различные послушания: трудился на кухне, в канцелярии, в пекарне и просфорне, а также исполнял обязанности монастырского почтальона. Его духовным наставником стал преподобный Нектарий Оптинский, научивший его непрестанной Иисусовой молитве и смирению. После революции, в 1918 году, Виктор принял монашеский постриг с именем Викентий. Несмотря на предложения принять священный сан, он смиренно отказался, предпочитая оставаться простым монахом. Его жизнь в Оптиной пустыни была наполнена молитвой, трудом и духовным подвигом, что подготовило его к будущим испытаниям. Он стал известен как человек глубокой веры, кротости и внутреннего мира.
Закрытие монастыря и служение в миру
В 1923 году, после закрытия Оптиной пустыни советской властью, монах Викентий был вынужден покинуть монастырь. Его направили к приходскому священнику в Козельске, где он продолжил монашеское делание в условиях гонений. Некоторое время он работал в музее, созданном на территории бывшего монастыря, однако вскоре был уволен. В 1924 году он переехал в деревню, где продолжал жить по монашескому уставу, сохраняя верность обетам. Его жизнь в миру была скромной и уединённой, он избегал публичности, но оставался духовным наставником для многих верующих. Он поддерживал связь с духовными лицами, переписывался с монахами и мирянами, укрепляя их в вере. Его письма, проникнутые смирением и любовью ко Христу, стали духовным наследием. Несмотря на тяжёлые условия, он не роптал, воспринимая всё происходящее как волю Божию. Его жизнь в изгнании стала продолжением монашеского подвига, свидетельством стойкости и верности. Он не искал удобства, но стремился к уединению и молитве, находя в этом утешение и силу.
Арест и ссылка
В 1930 году монах Викентий был арестован органами ОГПУ по обвинению в антисоветской деятельности. Поводом для ареста стали его связи с духовенством, участие в религиозной жизни и отказ от сотрудничества с властями. Его арест был частью масштабной кампании по уничтожению монашества и церковной жизни. Он был приговорён к пяти годам ссылки и отправлен на Урал, в отдалённую деревню Дубровку. В письмах из ссылки он описывал своё новое место жительства как уединённое, живописное и благословенное, несмотря на лишения и голод. Он писал, что доволен своим положением, так как может жить в тишине и молитве, вдали от суеты. Его отношение к страданиям было проникнуто благодарностью и смирением. Он воспринимал ссылку как продолжение монашеского подвига, как возможность углубить молитвенную жизнь. Несмотря на тяжёлые условия, он не терял духовной бодрости, продолжал переписку с духовными чадами и сохранял верность монашеским обетам. Его поведение в ссылке стало примером исповедничества и внутренней свободы, укрепляя других в вере.
Возвращение и последние годы
После окончания срока ссылки в 1935 году отец Викентий вернулся в Козельск, тяжело больным, но с неизменной духовной стойкостью. Он поселился на улице Красноармейской, в доме вместе с престарелым монахом Феодулом, которого знал ещё по Оптиной пустыни. Несмотря на слабое здоровье, он продолжал вести монашеский образ жизни, молился, постился и принимал у себя верующих, нуждающихся в духовной поддержке. Его дом стал местом утешения и молитвы, где собирались люди, ищущие слова наставления и поддержки. В 1937 году, в разгар сталинских репрессий, он был вновь арестован. На допросах он проявил твёрдость, не признал вины, не отрёкся от веры и не выдал никого из своих знакомых. Его здоровье стремительно ухудшалось, но он сохранял молитвенное состояние и внутренний мир. Его поведение в заключении свидетельствовало о глубокой духовной зрелости и готовности к страданию ради Христа. Он не искал оправданий, не просил пощады, но с достоинством принял всё как волю Божию. Его последние дни были наполнены молитвой и ожиданием встречи с Господом.
Мученическая кончина и почитание
11 декабря 1937 года преподобномученик Викентий (Никольский) был расстрелян по приговору тройки НКВД. Его смерть стала венцом жизни, исполненной смирения, молитвы и верности Христу. Он не имел священного сана, но его монашеский подвиг и исповедничество были признаны Церковью как мученические. Его тело было погребено в безвестной могиле, но память о нём сохранилась среди верующих, особенно в Козельске и среди духовенства, знавшего его по Оптиной пустыни. В 2000 году он был причислен к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских. Его день памяти установлен на 11 декабря. Его житие стало частью церковной традиции, читаемой в дни памяти мучеников. Его образ почитается в иконографии, особенно в монастырях, связанных с Оптиной пустынью. Он стал примером для монахов, священников и мирян, вдохновляя на духовное делание и укрепление веры. Его наследие живёт в молитвах, проповедях и духовной памяти. Он напоминает о необходимости сохранять веру, не поддаваться страху и быть готовыми к жертве ради истины.

